Методика организации экскурсии в начальной школе

Проведение экскурсии в начальной школе

Большое значение имеют коллективные походы в театр, кино, на экскурсии. Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, привычек, помогают выбрать линию поведения.

следующих требований:

Учащихся нужно готовить к будущему походу в театр, в кино и на экскурсию.

Экскурсии, походы в театр должны учитывать интересы учащихся, их вкусы.

Должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Экскурсии должны быть связаны с учебными интересами учащихся.

Каждое мероприятие должно анализироваться детьми, и мнение учащихся должно учитываться при организации последующих просмотров, походов и экскурсий

 

 

)

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

 

 

Вот примеры таких памяток.

 

 

 

 

Технологическая карта урока — экскурсии

По своему месту в учебном процессе экскурсии чаще всего являются заключительными – они проводятся после изучения той или иной темы или раздела программы и позволяют закрепить, углубить, обобщить изученный материал, «выводят» знания учащихся из стен класса и знакомят учащихся с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.

1. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении темы «….».

2. Предоставление учащимся возможности получения практической информации по теме «…»; знакомство с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.

1. Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся.

1. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.

2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.

1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.

2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.

1. Учатся контролировать и оценивать свои действия.

2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.

3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.

1. Выбирает объект экскурсии, на котором можно наиболее наглядно осуществить показ изученных явлений и законов.

2. Знакомится со специальной литературой.

3. Составляет подробный план экскурсии.

представителями предприятия.

1. Специальная литература по теме.

1. Сообщает учащимся о цели мероприятия.

2. Настраивает на плодотворную работу.

Центральный

1. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные.

1. Благодарит представителей предприятия за помощь в организации экскурсии.

2. Напоминает учащимся о необходимости в срок, назначенный учителем, подготовить отчет об экскурсии с приложением подготовленного экскурсионного материала.

1. Делятся впечатлениями.

2. Уточняют вопросы по теме экскурсии, по технологии изготовления экскурсионного материала:

а) коллекционный материал,

б) схемы и/или плакаты,

 

 

 

 

Памятки

Что наблюдать и делать осенью.

Изменения природы в окрестностях школы в травяном покрове.

Подготовка растений к зиме: кустарники и деревья осенью.

Окраска листьев. Листопад.

Вечнозелёные растения.

Сельскохозяйственные растения.

Сезонные работы в саду и в огороде.

Плоды и семена декоративных растений. Их сбор и хранение.

Различные способы распространены семян дикорастущих растений.

Сбор лекарственных растений и их заготовка.

Подготовка животных к зиме.

Жизнь в водоёме и др.

Что наблюдать и делать зимой.

Определение средней толщиной снежного покрова.

Значение роста снежного покрова.

Жизнь растений под снегом.

Снегозадержание.

Влияние полезащитных полос для снегозадержания.

Жизнь животных. Чьи следы на снегу?

Организация подкормки птиц.

Проверка пригодности семян к посеву.

Водоёмы зимой и др.

Что наблюдать и делать весной.

Таяние снега.

Протравливание семян, работа в парках, в саду, на огороде, в поле.

Наблюдение за развитием кустарников и деревьев.

.

Распускание листьев. Начало цветения.

Наблюдение за развитием травянистых растений.

Подготовка почвы к севу.

Посев и посадка полевых и огородных растений.

Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными.

Пробуждение жизни в водоёме и др.

Что наблюдать и делать летом.

Летний травяной покров.

Строение цветка.

Сорные растения в полях и огородах (описание и гербарий)

Борьба с сорняками.

Развитие кустарников и деревьев в летних условиях.

Летние работы в огороде, саду, колхозе.

Уход за культурными растениями.

.

Цветение и созревание зерновых культур.

Сенокошение.

Летняя жизнь животных.

Растительность и животный мир водоёмов.

Структура экскурсии:

вводная беседа;

коллективное наблюдение;

индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

сбор материала;

игры детей с собранным материалом;

заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

4. Задачи экскурсии:

сформировать у учащихся общее представление о лесе;

леса, приспособленность к совместной жизни;

познакомить, с некоторыми животными леса;

расширить знания учащихся о грибах.

Задачи урока:

уточнить представления учащихся об условиях жизни в лесу, приспособленности растений леса к совместной жизни;

продолжить знакомство с особенностями растений леса (на основе материала, собранного на экскурсии);

научить различать эти растения.

Приложения

Приложение 1.

«Природные наблюдения зимой» (экскурсия)

Задачи:

установить рассеивание семян зимой; пронаблюдать за живым миром (птицы, мыши и т.д.) и изучить их следы и повадки зимой; изучить внешний вид деревьев в зимнее время года; изучить и исследовать шурф; изучить температурные изменения в природе; сформировать умение наблюдать за природой и работать в группах; формировать умение работать с оборудованием.

формировать отзывчивость ко всему живому в природе; физическое воспитание: укрепление здоровья детей в процессе проведения наблюдений природы. Эстетическое воспитание: воспитывать эстетическое видение природы через показ красоты строения, формы и цвета.

развивать наглядно-образное мышление; формировать умение сравнивать деревья, животных по внешнему виду; развивать наблюдательность школьников в процессе проведения наблюдений за природой.

блокнот, карандаши, мешок для сбора, термометр уличный, лопата, снегомерная рейка 1м, дневники наблюдений природы.

Ход урока.

I. Организация класса

— Ребята, послушаем тишину

II. Фенологическая минутка

Дежурный фиксирует погоду на доске, устанавливает причины изменения погоды; обобщает сезонные изменения в природе за неделю.

III. Объяснение новой темы

– Ребята, экологи прислали вам письмо (зачитывает)

овокузнецка зимой, так как находимся в Африке. Сегодня на уроке естествознания вам нужно провести наблюдение за природой своего города. Для этого вам нужно поделиться на 5 групп, и выполнить следующие наблюдения:

— пронаблюдать за внешним видом деревьев и зарисовать их

— найти следы зверей на снегу и зарисовать их

— изучить слои снега и зарисовать их

— найти и собрать растения с осени

— измерить температуру у почвы и на поверхности снега

Мы на вас надеемся, заранее благодарны.

Экологи

)

IV. Самостоятельная работа учащихся

выполняют работу, учитель при необходимости помогает им

V. Физкультминутка

Ручки вверх, ручки вниз, на носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок

, никогда не замерзаем.

VI. Беседа по итогам наблюдений

Каждая группа отчитывается перед классом о своем наблюдении. Вместе пишут отчетное письмо экологам, учитель интересуется, понравилось ли детям наблюдать за природой, что нового узнали

VII. Подведение итогов

Оценивается работа детей, выставление отметок в дневник, журнал

Коллективный обед (дети заранее приносят чай, печенье, конфеты)

Приложение 2.

Экскурсия «Осенние изменения в природе». (Октябрь)

Цель:

закрепить знания, умения и навыки детей по пройденному материалу;

учить различать признаки времен года;

с помощью поэтического слова показать красоту осени;

уточнить и систематизировать знания о характерных признаках осени;

научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда;

закрепить знания о растительном и животном мире в период наступления осени;

воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе;

обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, развивать речевую деятельность.

1. Учитель читает стихотворение Е.Головина «Осень»:

На листочках белый иней.

2. Какое правило нам не подходит и почему?

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите!

-Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, и вы не узнаете ни одной тайны!

1. Характеристика погоды дня:

-какое сейчас время года?

-какая сегодня погода?

-как светит солнце?

-как выглядит парк по сравнению с летом?

-как изменилась погода по сравнению с летом?

Беседа:

-вспомните первые признаки осени;

-сравните общий вид леса в летнее и осеннее время;

-обратите внимание на красоту природы;

-как вы думаете, почему у тополей, по сравнению с другими деревьями, раньше желтеют и опадают листья?

(дети отвечают с помощью учителя)

2. Наблюдение за жизненными формами растений (дерево, кустарник, трава):

-учим детей различать деревья, кустарники и травы;

-учим различать лиственные и хвойные деревья;

3. Изменения в жизни животных: насекомые, птицы, звери.

Домашнее задание: составить рассказ об экскурсии по следующим вопросам

— с какими осенними явлениями в жизни растений вы познакомились?

— по каким признакам различают деревья, кустарники, травы?

— опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми познакомились на экскурсии.

Задания для осенней экскурсии:

1 группа:

летней. Как она изменилась?

5 группа:

1. Посмотрите, что стало с почвой по сравнению с летом. Почему?

2 группа:

1. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему?

6 группа:

?

3 группа:

1. Отметьте, как светит солнце по сравнению с летом. Почему?

7 группа:

1. Пронаблюдайте, какие растения остались зелеными, на каких много красных, желтых листьев. Почему?

4 группа:

1. Пронаблюдайте, как изменились водоемы по сравнению с летом. Почему?

8 группа:

1. Отметьте, какие работы выполняют люди осенью в парках, садах, поле, на лугу. Почему?

2. Соберите опавшие плоды деревьев. С помощью учителя определите, каким деревьям они принадлежат. Сделайте коллекцию плодов.

 

Задания для учащихся

Осенняя экскурсия

Фамилия, имя ________________________________________

Дата экскурсии ___________________________________________

 

Запиши результаты наблюдений за погодой.

Облачность (ясно, переменная облачность, пасмурно) ________________________________________________________________

Осадки (дождь, снег, без осадков) ________________________________________________________________

Ветер (нет ветра, слабый ветер, ветер средней силы, сильный ветер) ________________________________________________________________

Пройдите по траве. Можно ли увидеть на траве или обуви остатки влаги? ________________________________________________________________

ты наблюдал во время экскурсии?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ты наблюдал во время экскурсии?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Найди на пришкольном участке пять различных деревьев. Для каждого из деревьев:

Определи название и запиши.

Рассмотри листья и зарисуй цветными карандашами их цвет.

Заштрихуй часть кружка, чтобы показать, какая часть листьев еще осталась на дереве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весенняя экскурсия

Фамилия, имя ________________________________________

Дата экскурсии ______________________________________

Запиши результаты наблюдений за погодой.

Температура воздуха ______________

Как светит солнце _____________________

Облачность (ясно, переменная облачность, пасмурно) _______________________________________________________________

осадков) ________________________________

Ветер (нет ветра, слабый ветер, ветер средней силы, сильный ветер) _______________________________________________________________

Если снег еще не совсем растаял, напиши, где он лежит

__________________________________________________________________

.

1) На каких деревьях появились листочки? _________________________________________________________

2) Найди и напиши названия деревьев, которые цветут до распускания листьев. __________________________________________________________________

3) Рассмотри веточку лиственного дерева. Найди почки, из которых появятся листочки, и почки, из которых появятся цветы. Зарисуй веточку и укажи найденные части.

__________________________________________________________________

4) Найди и напиши названия первоцветов.

__________________________________________________________________

5) Определи названия 5-6 травянистых растений, которые начали расти. Два из них нарисуй на обратной стороне листа и подпиши названия. __________________________________________________________________

Задание 3. Животные

1) Каких насекомых вы встретили во время экскурсии? __________________________________________________________________

имующие или перелетные. __________________________________________________________________

Зимняя экскурсия

Фамилия, имя ________________________________________

Дата экскурсии ______________________________________

Запиши результаты наблюдений за погодой.

Температура воздуха ______________

Как светит солнце _____________________

Облачность (ясно, переменная облачность, пасмурно) ________________________________________________________________

Осадки (дождь, снег, без осадков) ________________________________________________________________

Ветер (нет ветра, слабый ветер, ветер средней силы, сильный ветер) ________________________________________________________________

1) Сохранились ли на деревьях плоды и листья? На каких? _________________________________________________________

2) Рассмотри веточку лиственного дерева. Найди почки, небольшой рубец на ветке под почками, чешуйки, которыми покрыта почка, листочки внутри почки. Зарисуй веточку и укажи найденные части.

3) Зимуют ли какие-нибудь растения под снегом? _________________________________________________________________

Задание 3. Животные

Каких животных вы встретили во время экскурсии?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Снежный покров

1) Измерьте глубину снега

   ___________

   ____________

 

2) Опиши, как выглядит поверхность снега. ____________________________________________________________________________________________________________________________________3) Раскопайте сугроб. Зарисуйте сугроб в разрезе и опишите что наблюдаете.

Дидактическая игра «Деревья и кусты».

В начале игры вспоминают, как по величине можно отличить деревья и

выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше участников.

Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт».

В игре могут участвовать 5-6 учеников, остальные – наблюдают. Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает каждому припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников.

не назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться и присесть. В игру вступает другой участник. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше. Игра тренирует память, помогает запомнить названия деревьев и кустарников, которые видели во время экскурсии.

Литература.

Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.

Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. — М., 2006.

Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2008.

Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.

Т.А. Экология в начальной школе. Начальная школа, 2000, №6.

Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. Начальная школа, 1998, №6.

Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.

Плешаков А.А..: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 2003.

учебник для 1,2,3,4 класса. М.: Просвещение, 2008.

Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3 класса. М.: Вита — Пресс, 2009.

Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 4 класса. М.: Вита-Пресс, 2009.

Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Просвещение, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *