МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ

4

 

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»

(РГУФКСМИТ)

 

 

Кафедра теоретико-методических основ физической культуры и спорта с курсом гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

заведующий кафедрой:

к.ф.н. Карпова Ю.В.

____________________________________

«______»____________________200___ г.

 

 

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ТЕННИСОМ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

Выпускная квалификационная работа

по направлению 034300.62 «Физическая культура»

Исполнитель:

слушатель профессиональной переподготовки

П.В.

., профессор

Воробьева Е.В.

 

___________________________

 

__________________________

«______» ____________________________201__ г.

 

ГЛАВЛЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ТЕННИСОМ У ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

…..5

Понятие интерес и особенности его формирования

5

Формирование интереса к занятиям к занятиям настольным

18

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ

3

……………………………………..…..……….…….23

6

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

методики формирования

старшего дошкольного

8

й

…………………………………………………………………………….31

8

41

2

 

 

ВЕДЕНИЕ

мышлением, готовым к познанию.

тренировочный процесс на этапе начальной подготовки в настольном теннисе.

.

.

этапе начальной подготовки

:

Провести содержательный анализ основных научно-методических источников по проблеме формирования интереса к занятиям спортом на этапе начальной подготовки.

Разработать методику формирования интереса к занятиям теннисом на этапе начальной подготовки на основе воображения.

.

применялись следующие методы исследования:

;

Психологическая диагностика

а;

;

.

литературный источник.

 

 

 

 

ПОДГОТОВКИ

процесса в настольном теннисе на этапе начальной подготовки

йствия.

занятия с детьми дошкольного возраста имеют свою структуру, делятся по содержанию и методам проведения.

вводную (18% общего времени занятия); основную (67% общего времени занятия); заключительная (15% общего времени занятия).

Такое распределение материала соответствует возможностям детей и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу.

вводной части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Тренеру следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.).

для правильного выполнения общеразвивающих упражнений. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, педагог может усложнить или облегчить двигательную задачу

Основная часть занятия наиболее продолжительна и содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. При этом развивающемуся организму ребенка важно получать все виды упражнений. Это часть отличается наибольшей физической нагрузкой [20].

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движения и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.

ориентировка в выполнении. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования.

Положительными сторонами этого способа является то что, обеспечивает высокую моторную плотность занятия, обеспечивает постоянное взаимодействие тренера и детей в процессе обучения, облегчает руководство процессом обучения; воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ее деятельностью. Повышает физическую нагрузку. Способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств Дети приучаются коллективно выполнять упражнения.

].

и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.

].

.

].

].

Положительными сторонами этого способа является то, что обеспечивается отработка качества движений, индивидуальный подход к детям.

].

непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.

].

способа является высокая моторная плотность занятия, достижение воспитания у детей физических качеств – быстроты, ловкости, силы, выносливости и ориентировки в пространстве

Недостатком этого способа является затруднение наблюдений за качеством выполнения упражнений всеми детьми и оказание им помощи [20].

Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда – к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

].

достигается воспитание качества, точности двигательного действия.

].

:

новизны, сложности и характера упражнений;

задач занятия;

материальной оснащенности и места проведения занятия;

размеров помещения (площадка, зал);

наличия спортивного оборудования;

возраста детей и их подготовленности;

].

Таким образом, эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей.

Фронтальный способ применим только к движениям, не требующим перестроений, и используется во всех частях физкультурного занятия.

Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое.

Индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности.

Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

При большом количестве занимающихся тренер использует в основном фронтальное и посменное выполнение упражнений.

Общеразвивающие упражнения, эстафеты с предметами напоминают детям игры. Они с удовольствием используют набивные мячи, теннисные мячи, мячи для настольного тенниса. В зависимости от того, какой инвентарь будет использован на занятии, воспитатель продумывает и планирует построение; например, в упражнениях с палками, целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в шеренгах не позволит достигнуть необходимой амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам.

это упражнения с мячом и ракеткой.

Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: наглядные, словесные и практические, игровые, соревновательные методы обучения.

Наглядный метод обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей.

Словесный метод помогает осмысливанию детьми поставленной перед ними задачи и в связи с этим способствует сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях.

Практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивает действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях.

мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства. Этот метод используется в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство).

], учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность — восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом — слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей — самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

], строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.

Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приёмов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению.

особенностей каждого ребенка.

В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой — сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование педагогом преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.

Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности.

Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий — кино, фотографий, картин и т.п.

в разминке, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена.

Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений.

].

Систематическое, постепенное и доступное повышение нагрузки благоприятно влияет на общее развитие ребенка и способствует улучшению его двигательной подготовленности. Вначале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.

Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз).

Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.

Планируя занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста, педагогу следует учитывать такие факторы:

помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;

предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;

не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2-3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие);

предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия;

избегать длительного статического положения, ожидания;

методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;

давать подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой;

умело вызывать у ребенка положительные эмоции;

учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.

].

в процессе занятий спортивной деятельностью

содержание, в качестве которого выступают потребности, влечения, инстинкты и другие побудители; направленность, как вектор побудителя; значимость, или личностный смысл побудителя, личностная необходимость в том, что отражается в содержании мотива; динамичность – это сила, напряженность, подвижность, подвижность и устойчивость действия мотива: эмоциональность – наполненность переживанием, чувствами содержания мотива и его значимости; установка как свойство мотива, выражающая готовность к действию и, наконец, волевые свойства, понимаемые как сознательные компоненты мотива поведения и деятельности человека.

сходным компонентом в данной структуре является содержание мотива, в качестве которого выступает система потребностей, влечений, других внутренних побудителей человека.

формируется вначале направленность как определенная избирательность форм поведения и деятельности, предметов внешней среды, на которые должна быть направлена активность человека. Направленность есть вектор активности, вектор желания, переживания, чувствования, иначе говоря, это есть ориентированность мотива.

Значимость мотива порождается направленностью, которая в свою очередь, способна сама оказывать влияние на повышение мотивационной напряженности, силы мотива. Значимость является носителем личностного смысла, она выражает отношение человека с предметами и явлениями внешнего мира.

На базе содержания, направленности, значимости возникают динамические, эмоциональные, установочные и волевые свойства мотива.

Мотивационный акт представляет собой взаимодействие многих сторон личности, вовлекающий различные уровни активности человека.

т не как неделимое и бесструктурное явление психики, а как сложное многостороннее и многоуровневое, структурное образование, способное побуждать и регулировать деятельность человека на бессознательном и сознательном уровне. Регуляция мотивом отсюда относится высшему уровню, свойственному лишь личности.

изучение на разных возрастных этапах становления личности по следующим признакам: по срокам поставленных целей; по методам формирования и поддержания установки на достижение успеха; по видам возможных поощрений; по видам совместных мероприятий для развития коллектива, по способам придания эмоциональности учебным занятиям, по особенностям дидактических приёмов.

здоровья.

. 54].

Разнообразие упражнений и игр увлечет детей: они забудут о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уйдут с занятия с желанием продолжить его.

теннисом на основе воображения

упражнений.

].

.

Совершенно очевидным являются и то, что ребенку, благодаря сюжету, легче осмысливать и выполнять движения. И именно сюжетные занятия в большой степени способствуют взаимопроникновению обучающих моментов в единый процесс. Важным достоинством занятий сюжетного типа мы считаем и то, что, по большому счету, они позволяют избежать, свести к минимуму механическое усвоение техники движения, заучивания детьми только «жестких стереотипов» движений, которые лишают детей возможности «конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов.

Ценным является то, что периоды «жестких стереотипов» в сюжетных занятиях относительно кратковременны и при переходе к творческим занятиям, эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольные изменения. И уже на этапе обучения сюжет является смысловой стороной, облегчающей освоение движения, и способствует сокращению сроков его разучивания. В дальнейшей работе над движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумывают собственные варианты движений.

В качестве источников рождения двигательных образцов широко используются окружающий мир и природа, литература, произведения изобразительного искусства. Для отработки того или иного движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты.

ского, является «корнем любого детского творчества».

Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, элементов костюмов, оформления зала, схем и пиктограмм движений, разнообразной музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить простейшие движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить их с новым движением. При этом сообщается его значение, требования к выполнению.

Сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям.

]. Авторы отмечают, что чем младше ребенок, тем большую роль играет интерес в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, стремлении к получению знаний.

].

Роль и воображаемая ситуация у дошкольников служат как бы фоном для развертывания предметной игры. Воображаемая ситуация помогает сделать интересными для ребенка двигательные задания: он не просто поднимает руки вверх, размахивает флажком, не просто идет по прямой, а шагает по тропинке, везет машину по дороге, переходит через ручей по мостику, идет по кочкам, прыгает как зайчик, ходит на четвереньках, как мишка. Каждый ребенок, выполняя задание педагога рядом с другими, реализует при этом свои возможности. Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать.

.

Г.В. считает, что эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный и любимый детьми герой (это может быть и персонаж знакомой им сказки, например, «Колобок») попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступать в роли помощника или защитника. Действуя в воображаемой ситуации, дети спешат на помощь любимому герою. Они стремятся выручить его из беды, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Бегут как будто бы по узкому мостику, перешагивают через «камешки», «лужи», идут по «кочкам», перешагивают «ручей», имитируя соответствующие движения, выбирая способ их выполнения в зависимости от предложенных условий. Успешность действий приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этом случае является обязательным фоном для развертывания действий. В отсутствии ее многократное выполнение их теряет смысл.

].

 

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

адачи исследования

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были сформированы задачи исследования:

Провести содержательный анализ основных научно-методических источников по проблеме формирования интереса к занятиям спортом на этапе начальной подготовки.

Разработать методику формирования интереса к занятиям теннисом на этапе начальной подготовки на основе воображения.

Проверить эффективность разработанной методики формирования интереса к занятиям теннисом на этапе начальной подготовки на основе воображения.

.

источник.

том, что эти точки имеют различия.

Результаты определяются по сдвигам предпочтений в массивах.

синий»

понравилась?» проводился индивидуально после окончания занятия в непринужденной обстановке.

реализовано в рамках проведения настоящего эксперимента.

.

в таблице 1).

1

0

 

Сформулируем гипотезы.

.

из групп:

24

214

:

   

   Организация исследования

.

работе.

проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации методики формирования интереса к занятиям настольным теннисом на основе активизации воображения.

работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Содержание экспериментальной методики формирования

на этапе начальной подготовки

уровня интереса к занятиям теннисом в группе начальной подготовки.

.

42%.

2

результаты теста по методике «Картинки предметные»

42

 

.

.

3

результаты теста по методике «Картинки предметные»

6

 

.

.

4

Апробация на занятиях экспериментальной группы

(формирующий эксперимент).

Задание тренера

Цель занятия, организационно-методические указания

» Начальная стадия разучивания

.

.

.

 

 

 

(Элемент сопереживания персонажу, в нашем случае мячу)

.

.

Начальный удар «толчок» через стол на сторону партнёра.

«много пороха, перебор»

, стол.

 

методики

.

.

.

 

 

5

Сводные результаты теста по методике «Картинки предметные»

 

.

 

 

двиг предпочтений по виду деятельности.

.

Рис 2. Экспериментальная группа, сдвиг предпочтений детей по виду деятельности.

 

:

»

, человечек работает, катается на коньках.

.

.

.

6

Сводные результаты по методике тест цветовых выборов

40

 

3.

 

по цветовому фону.

 

4.

 

по цветовому фону.

Дети слушались тренера, действовали в соответствии с заданным планом и творчески выполняли предложенные задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

согласно поставленным задачам.

41

й природе относятся к разряду творческих процессов. Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся, особенно детей, устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям. В современной теории обучения новым двигательным действиям решающая роль отводится к формированию ориентировочной основы двигательного действия. В настоящее время все акценты усилий тренера направлены на формирование ориентировочной основы двигательного действия ученика.

Характерными чертами таких занятий являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль педагога; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки.

.

занятие.

групп за период проведения экспериментального исследования.

.

группе за тот же период увеличение составило 2%.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Тренеру как педагогу необходимы способности по общению с детьми, обладать чувством такта, уметь найти правильный подход, устанавливать с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРЫ

– 234с.

528 с.

144с.

– 296 с.

200с.

 с.

1983- 174 с.

.

108с.

С. 40-43.

. — 216с.

. — 175с

, Ф.А. Сохина — М.: Просвещение, 1986.- 415 с.

— 182с.

494с.

— 102 с.

, 1985. — 271 с.

– 257с.

324с.

416 с.

, 1968. — 118 с.

– 387с.

», 1983. — 120 с.

– 256с

М: Урожай, 2000. — 156 с.

едицина, 1974. — 76 с.,

688 с.

М.: Педагогика, 1992. — 160 с.

287 с.

– 112 с.

. – 207с.

. — 182с.

Синтез, 2000. — 256 с.

2004. — 256 с.

// Дошкольное воспитание. — 1998. — №6. — С. 81-86.

128 с.

368 с.

— 214 с.

192 с.

+движения. – М.: «Просвещение», 1992. — 96 с.

43.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *