Методики выявления самосознания, самооценки и эмоционального состояния школьников.

Методика «МЭДОС»

изучить проявление свойств самосознания.

Опыт выполняется на основе беседы, в которой ребенку предлагается ответить на ряд вопросов.

список утверждений, бланк для фиксации ответов.

Список утверждений:

Хочешь быть слишком маленьким

Считаешь себя некрасивым

Считаешь себя нездоровым

Считаешь себя слабее других

Считаешь, что ты глупее других

Считаешь себя не очень способным

Считаешь, что тебе часто не везет

Считаешь ли ты, что у тебя все получается плохо, что ты ничего не умеешь

Думаешь ли ты, что ты плохой мальчик (девочка)

не любит, и часто говорят об этом.

Обработка и анализ результатов:

Первые 4 суждения свидетельствуют о непринятии физического «Я», остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания ребенка.

 

 

самооценки

определить эмоциональный уровень самооценки

фиксируются в протоколе либо записываются на диктофон.

.

.

Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков- люди. Укажи, где находишься ты.

 

 

 

результатов

Нормой для ребенка является указание на третий — четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего Я — образа, осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого — заниженную самооценку.

 

Методика «Лесенка»

).

Опыт выполняется на основе проективной методики, в которой ребенку предлагается выбрать свое место на лесенке и место, куда бы его поставили его родители, а также аргументировать, почему он так думает.

макеты двух человечков (мальчик и девочка), макет лесенки, лист бумаги для фиксации аргументов ребенка.

по его мнению, его поставила бы мама.

как аргументирует эти позиции ребенок.

 

по мнению автора методики является благоприятным и соответствует адекватной самооценки.

если ребенок считает, что мама его поставила ниже, чем он сам себя, то это характеризует детей, как не благоприятных и этому варианту соответствует заниженной самооценки.

если ребенок считающий, что его мнение и мнение мамы совпадает, это свидетельствует о том, что эти дети менее благополучны или они выдают желаемое за действительное, это говорит о завышенной самооценки.

 

 

 

 

самооценки

«Поймай мяч»

Участники сидят в кругу и по очереди бросают друг другу небольшой мячик, называя при этом какое-либо достоинство того человека, кому этот мяч бросается. Важной чтобы в процессе игры каждому частнику удалось услышать о себе что-то хорошее и поймать мяч.

»

Участники игры по очереди заканчивают каждое из предложений.

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Можно попросить ребенка, объяснить тот или иной ответ.

«Назови свои сильные стороны»

».

«Рисунок «Я в будущем»

Ребенок должен нарисовать себя таким, каким он хочет быть в будущем. Обсуждая с ребенком рисунок, спросите, как он будет выглядеть, что будет чувствовать, какими будут его отношения с родителями, другими взрослыми, сверстниками, братом или сестрой.

 

«Разыгрывание ситуаций»

Сюжеты для разыгрывания могут быть придуманы самими детьми или же можно использовать реальные ситуации общения, вызвавшие затруднение в общение.

Учитель вызвал мальчика к доске, а он не может ничего сказать, хотя выучил домашнее задание?

Девочка играла на перемене и увидела незнакомого маленького мальчика, который громко плакал.

«Зайки и слоники»

«Волшебный стул»

 

«Тренируем эмоции»

Попросите ребенка: нахмуриться, как:

— осенняя, туча;

— рассерженный человек;

— злая волшебница.

Улыбнуться, как:

— кот на солнце;

— само солнце;

— как Буратино;

— как хитрая лиса;

— как радостный ребенок;

— как будто ты увидел чудо.

Позлись, как:

— ребенок, у которого отняли мороженое;

— два барана на мосту;

— как человек, которого ударили.

Испугайся, как:

— ребенок, потерявшийся в лесу;

— заяц, увидевший волка;

— котенок, на которого лает собака.

«Глаза в глаза»

молча передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!» «Я не хочу с тобой дружить!» Потом дети обсуждают, в какой раз, какая эмоция передавалась и воспринималась.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *