Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ,

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА

(по методике Е.А. Стребелевой)

их сверстников раннего возраста.

­венно, что тактика проведения исследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка. Состояние ребенка оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому следует обращать внимание на общий фон настроения ребенка и создание особых отношений доверия между ребенком и исследователем.

.

Для проведения обследования необходимо иметь по два детских столика и стульчика, а также: 1) желобок с шариком; 2) три коробочки четырехугольной формы одинакового цвета, разные по величине, с соответствующими крышками; три разных по величине шарика одинакового цвета; 3) две матрешки (трехсоставные); 4) две пирамидки – из трех и четырех колец (кольца одного цвета); 5) две пары предметных картинок; 6) восемь цветных кубиков – по два красных, синих, желтых (белых), зеленых; 7) разные картинки: первая пара – одна из предметных картинок разрезана на две части; вторая пара – одна из картинок разрезана на три части; 8) десять плоских палочек одного цвета; 9) тележка с кольцом, через которое продета тесемка; 10) карандаш, бумага (номера соответствуют номерам заданий).

При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т.е. его обучаемости.

Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном раз­витии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности, от наиболее простых до более усложненных.

Отдельные задания дублируются, т.е. даются несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить не­которые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).

Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сен­сорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка. Поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зре­ния.

Задания для детей 2 – 3 лет

Название

Цель

Оборудование

Проведение обследования

Обучение

 

Лови шарик.

Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, прослеживание за двигающимся предметом, развитие руч­ной моторики.

желобок, шарик.

 

Психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: “Лови шарик!” Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: “Кати!” Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

 

Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т.е. обучение идет по показу.

Принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.

ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.).

ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически.

ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.

Спрячь шарик.

Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину, а также наличия у ребенка соотносящих действий.

 

 

 

две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

 

ленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом

ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывает большую ко­робку, а маленькой крышкой – маленькую коробку.

После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоя­тельно.

принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения – ориентировка на величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.

ребенок не понял задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял.

ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крыш­ки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.

.

 

 

 

Разборка и складывание матрешки.

Задание направлено на вы­явление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, пони­мания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

 

 

две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.

 

. Психолог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, про­водится обучение.

 

Психолог берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, про­сит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрос­лый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.

1 балл – ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке и т.д.

ребенок выполняет задание в условиях подражания дей­ствиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет.

ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая Инструкция); по­нимает, что конечный результат достигнут; после обучения самосто­ятельно складывает матрешку.

Разборка и складывание пирамидки.

 

Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка прак­тического ориентирования на величину, соотносящих действий, веду­щей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

 

пирамидка из трех (четырех) колец.

 

Психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее.

 

Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

принятие задания, учет величины колец, обучаемость, отношение к деятельности, ре­зультат.

ребенок действует неадекватно: даже после обучения пы­тается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т.п.

ванности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.

3 балла – ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согла­сованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.

Парные картинки.

Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

две (четыре) пары предметных картинок.

Перед ребенком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится в руках взрослого. Психолог указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.

Если ребенок не выполняет задания, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: “Такая у меня, такая же у тебя”, при этом используется указательный жест.

принятие задания осуществление выбора, понимание жестовой инструкции, обучаемость результат, отношение к своей деятельности.

 

ребенок после обучения продолжает действовать неадек­ватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д.

ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей дея­тельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.

ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

Цветные кубики.

Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета.

цветные кубики – два красных, два желтых (два белых), два зеленых, два синих (четыре цвета).

Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: “Возьми кубик такой, как у меня”. Затем педагог просит показать: “Покажи, где красный, а теперь, где желтый”. Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: “Назови, какого цвета этот кубик”.

Если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза.

После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение за­дания.

принятие задания, отмечается: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по слову, знает ли название цвета; фиксируется речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

ребенок не различает цвета даже после обучения.

ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

Разрезные картинки.

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана

на две (три) части.

 

Психолог показывает ребенку две или три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: “Сделай целую картинку”.

 

В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, психолог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат.

 

ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом.

ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сло­жить картинку не может.

ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самосто­ятельно; понимает, что конечный результат положительный.

Конструирование из палочек (“молоточек” или “домик”).

­лиза образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу.

четыре или шесть плоских палочек одного цвета.

Перед ребенком строят из палочек фигуру “молоточек” или “домик” и просят его сделать так же: “Построй, как у меня”.

 

Если ребенок по показу не может создать “молоточек”, экспериментатор просит выполнить задание по подража­нию: “Смотри и делай, как я”. Затем снова предлагают ребенку вы­полнить задание по образцу.

принятие задания, характер действия (по подражанию, показу, образцу), обучаемость, результат, отношение к результату.

ребенок после обучения продолжает действовать неадек­ватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату.

ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безраз­личен.

ребенок правильно понимает задание, но строит “моло­точек” только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.

Достань тележку (скользящая тесемка).

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

тележка с кольцом, через кольцо продета тесемка; в другом случае – рядом со скользящей тесемкой – ложная.

Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может до­тянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и подтянул тележку.

 

Обучение. Проводится на уровне практических проб самого ребенка.

­нение задания, фиксируется также отношение к результату, результат.

1 балл – ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели.

ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.

ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.

4 балла – ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.

Нарисуй (дорожку или домик).

­ность действий рук, отношение к результату, результат.

карандаш, бумага.

 

Ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят порисовать: “Нарисуй дорожку”, “Нарисуй домик”.

 

Обучение не проводится.

принятие задачи, отношение к заданию, оценка результата деятельности, понимание речевой инструкции, результат.

каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструк­ции.

 

ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя адекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.

рук.

рук.

4 балла – ребенок выполняет задание соответственно речевой ин­струкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *