Методичекие рекомендации по проведению недели физики и астрономии в школе.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

муниципального образования город-курорт Геленджик

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

«Роль предметных недель в развитии познавательного интереса к физике»

 

 

 

 

Автор:

,

математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геленджик, 2013

 

Содержание

 

………………………………………………………………………..3

………………….5

………………………………………………………………6

……………………………………………………8

……………8

………14

……19

Введение

 

Это побуждает преподавателей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.

Один из способов повысить интерес учащихся — внеурочная работа, в частности предметные недели. При проведении данных мероприятий возникает ряд как организационных, так методических проблем: внесение изменений в расписание уроков; наличие необходимых физических приборов; заинтересовать самих учащихся к участию; да и сам учитель должен обладать соответствующим опытом работы и методическими наработками. Но с данными вопросами и многими-многими другими успешно можно справиться, применяя педагогическое мастерство и творчество, оптимизм, активное проявление своего личностного потенциала.

участие. Мероприятия, которые проходят в дни недели физики, необходимо делать максимально яркими, запоминающимися, они должны пропагандировать физические знания среди учащихся и выявлять наиболее способных ребят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи проведения недели физики и астрономии

Цели:

.

.

.

. Расширение кругозора в результате организованного общения.

 

Задачи

1. Сделать школьную жизнь интересной, насыщенной, запоминающейся.

.

 

Человеческие ресурсы:

   

.

 

: одна учебная неделя

 

План проведения недели

 

 

Согласовано:

Директор МАОУ СОШ №12

Е.Л.Турецкая

 

 

План

физики и астрономии

в МАОУ СОШ №12

2

 

п

Мероприятия

Дата

Класс

1

. Линейка.

Тематическая выставка «Космонавты Кубани»

09.04.12

– 11

уководители

2

Конкурс знатоков физических законов и явлений «Эврика!»

10.04.12

7

3

турнир «Конус»

11.04.12

8

4

Выставка рисунков «От школьного порога и в космос есть дорога»

11.04.12

– 11

5

Конкурс изобретателей «Шаг в науку»

12.04.12

7 – 11

6

чтения».

 

12.04.12

9 – 10

7

 

13.04.12

2 – 6

8

Царство науки не знает скуки!»

13.04.12

9 — 10

9

.

 

2

 

11, 1-10

иблиотекарь

10

Работа творческого объединения учащихся (создание электронной фотовыставки по итогам тематической недели).

 

 

 

13.04.12

10 – 11

11

Закрытие Недели. Подведение итогов.

14.04.12

– 11

уководители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание мероприятий

 

классах

о проведении

ФМТ «Конус»

(физико-математического турнира команд, объединенных находчивостью, умом и сообразительностью)

Цель и задачи:

создать нестандартные условия, где учащиеся могут блеснуть своей эрудицией, пропагандировать необходимость развития интеллектуальных способностей;

способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся и повышению их творческой активности во всех сферах учебной деятельности;

е знания в нестандартных ситуациях;

интереса учащихся к обучению;

способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;

развивать коммуникативные способности учащихся, содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, сплочённости коллектива;

кабинет физики

интеллектуальный командный турнир

Физика и математика

Участники игры:

К участию в игре приглашаются команды 8-х классов в составе 6 человек.

Условия проведения турнира:

Каждый тур оценивается максимально в 5 баллов.

   – представление команд (на месте команды придумывают свое название и девиз, время обдумывания минута)

Каждый участник отвечает на поставленный вопрос, если не знает ответа, говорит дальше и ход передается другому участнику, при этом ведущий называет правильный ответ и следующий вопрос следующему игроку по часовой стрелке)

— Тур Изобретателей (Команды представляют установку или прибор для объяснения физических явлений)

.)

ученого и его открытие.)

В игре участвуют болельщики в специальном конкурсе для болельщиков.

Жюри оценивает ответы и подводит итоги конкурсов.

 

«Дальше, дальше…»

 

команда

Какой древнегреческий философ обобщил данные о первых многогранниках? (Платон)

)

Какое поле возникает вокруг объектов независимо от того, из какого материала они состоят? (Гравитационное.)

местам? (Рене Декарт)

)

Кто предложил точку как знак умножения? (Лейбниц)

вклид)

Результат деления (Частное)

Сумма углов треугольника (180)

Какое число в древнем Вавилоне считалось священным? (Число 12)

Процесс распространения колебаний с течением времени (Волна)

Изменение формы и размеров тела под действием силы (деформация)

Быстрота изменения скорости (ускорение)

при котором тело проходит за равные промежутки времени одинаковые пути (равномерное)

Числа, которые используют при счете (натуральные)

Физическая величина, равная отношению силы к площади поверхности тела (давление)

Единица измерения силы (Ньютон)

Автор учебника геометрии 7 — 11 класс (Погорелов)

Прибор для измерения силы (Динамометр)

Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (медиана)

 

команда

)

Кто считается основоположниками радио? (Маркони и Попов)

Кто первый доказал истины: диаметр делит окружность пополам; утлы при основании равнобедренного треугольника равны; два треугольника равны, если их стороны равны. (Фалес)

)

)

дроби назывались ломаными числами? (В древней Руси.)

Единица измерения давления (Паскаль)

С какой скоростью должна двигаться кошка, чтобы не слышать звон жестянки? (Кошка должна остановиться)

)

Результат вычитания (Разность)

Треугольник, у которого две стороны равны (равнобедренный)

Мера инерции (Масса)

Сила, возникающая в результате деформации тела (сила упругости)

)

Колебания частотой от 20 до 20000 Гц (звук)

Четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны, а противолежащие углы равны (параллелограмм)

Кому принадлежат слова «Математика – царица всех наук»? (Гаусс)

)

Простой механизм, дающий выигрыш в силе в 2 раза (подвижный блок)

.

оэтому быстрее проехать весь путь на велосипеде.)

Для чего служит барометр? (Для измерения давления)

Лейка, чайник, водопровод, манометр – (сообщающиеся сосуды.)

Секундомер, часы, мензурка, динамометр, транспортир – (измерительные приборы)

 

Великие физики и математики и их открытия

(Фалес Милетский)

Давление, оказываемое на жидкость или газ, передается по всем направлениям одинаково (Блез Паскаль)

Сила упругости прямо пропорциональна удлинению тела (Роберт Гук)

Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела (Исаак Ньютон)

Изобретение радио (Попов, Маркони)

Дроби с переменными (Диофант)

Дробная черта (Л.Фибоначчи)

(Евклид)

Явление инерции (Галилео Галилей)

Ртутный барометр (Торричелли)

 

 

(Фалес Милетский)

 

Давление, оказываемое на жидкость или газ, передается по всем направлениям одинаково

 

(Блез Паскаль)

 

Сила упругости прямо пропорциональна удлинению тела

 

(Роберт Гук)

 

Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела

(Исаак Ньютон)

 

Изобретение радио

(Попов, Маркони)

 

Дроби с переменными

 

(Диофант)

 

Дробная черта

 

(Л.Фибоначчи)

 

прямых

(Евклид)

 

Явление инерции

(Галилео Галилей)

 

Ртутный барометр

 

(Торричелли)

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

 

команд

баллов

)

оценка

баллов

)

Визитка

 

 

 

 

 

 

ІІ Дальше, дальше…

 

 

 

 

 

Изобретатели

 

 

 

 

 

Практики

 

 

 

 

 

Капитаны

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

1.______________________________________________

(Ф.И.О.) (подпись)

2.______________________________________________

(Ф.И.О.) (подпись)

3.______________________________________________

(Ф.И.О.) (подпись)

«Эврика»

 

 

первый опыт: на столе стоит стакан, на котором находится открытка. На открытке лежит прищепка так, чтобы она находилась над серединой стакана. Резко и с силой щелкнете по открытке пальцем, чтобы она отлетела в сторону. Повторите это несколько раз. Иногда прищепка падает в стакан в своем прежнем положении, а иногда падая, переворачивается. Почему?

2 опыт. Нальем в стакан воды, и положим открытку. Резко перевернем стакан. Почему вода не выливается?

1

Давайте повторим этот опыт. Включаю фен и помещаю шарик в струю воздуха. Объясните это явление.

4 опыт. Если встать на лампочку, предварительно опустив ее в банку, лампочка не разобьется, а без банки – вдребезги. Почему?

5 опыт. Из плотной бумаги вырежем условную модель пушки и снаряда и положим их на поверхность воды. Если дотронуться мылом до воды, то пушка выстрелит.

Интересные вопросы.

и земля падают друг на друга»?

можно считать равным нулю.)

лега, и лошадь движутся вперед?

сторону лошади.)

 

Можно ли добыть огонь с помощью льда?

В этой точке можно получить высокую температуру и зажечь горючий материал.)

Почему вода в невесомости принимает форму шара? Со всеми ли жидкостями так происходит?

(В состоянии невесомости любая жидкость принимает форму шара, так как жидкость предоставлена своим внутренним молекулярным силам и поэтому принимает минимальную поверхность, а минимальная площадь поверхности у сферы.)

 

 

Едет поезд по уклону

Пассажиры спят в вагонах.

Вдруг они, как сговорились,

Все направо отклонились.

Объясните, что случилось?

 

В гололедицу зимою

Над замерзшею водою

Чья-то добрая рука

Посыпает слой песка.

Все скорее отвечают

Для чего так поступают?

 

Кто решит известный спор,

Почему плывет линкор?

Но утонет гвоздик малый,

Хоть он из того ж металла?

 

Мне ответ серьезный дайте,

Почему следы в асфальте,

Лишь от женских каблуков?

:

Что девчата тяжелее?

 

 

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Царство науки не знает скуки!»

проведении интеллектуального марафона «Царство науки не знает скуки!»

Цель и задачи:

создать нестандартные условия, где учащиеся могут блеснуть своей эрудицией, пропагандировать необходимость развития интеллектуальных способностей;

способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся и повышению их творческой активности во всех сферах учебной деятельности;

знания в нестандартных ситуациях;

интереса учащихся к обучению;

способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;

развивать коммуникативные способности учащихся, содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, сплочённости коллектива;

Дата и место проведения:

интеллектуально-развлекательная игра

биология, химия и экология 3.История, литература и культура

Участники игры:

Условия проведения игры:

тура. По жеребьевке определяются участники I и II тура, а также очередность в выборе вопроса, которая соблюдается в ходе всего тура.

команды

тур — три команды

в 1 и 2 туре.

необходимости для выявления победителя) по определённой теме, которую выбирает команда. Каждый правильный ответ по своей теме оценивается в 1 балл, а по теме соперника — 2 балла. Если команда отвечает на вопрос, на который соперники не могли ответить, то получает три балла. Если команды не могут ответить на вопрос, то болельщики получают возможность ответить и заработать приз. Время обдумывания не более 1 минуты. Жюри оценивает ответы и подводит итоги конкурсов. В игре участвуют болельщики в специальном конкурсе для болельщиков.

Подведение итогов и награждение победителей:

лов.

, остальные участники награждаются специальными утешительными призами. Болельщики, принявшие активное участие в игре также награждаются специальными призами.

Интеллектуальный марафон «Царство науки не знает скуки!»

классов

Вед. Добрый день, дорогие друзья!

вед. Добрый день, уважаемые болельщики!

вед. Интеллектуальный марафон, тема которого «Царство науки не знает скуки!»

вед. Приветствует вас!

0-х и 11-х классов.

вед. Которые покажут свои знания во всех областях наук.

вед. Многое зависит и от вас, уважаемые болельщики, от того насколько

активными вы будете…

и, насколько успешно выступите в соревнованиях болельщиков.

вед. Свое удовлетворение или неудовлетворение ответами команд и

работой жюри вы можете выражать аплодисментами и плакатами.

вед. Но в нашем марафоне нельзя…

, свистеть.

вед. Категорически запрещается подсказывать.

болельщиков за хорошую поддержку своей команды.

вед. Но жюри имеет право снять баллы с команды, если ее участники

или болельщики нарушают правила соревнований.

вед. Победители будут награждены грамотами.

вед. В спортивных соревнованиях, как правило, первыми на арену

это интеллектуальный спорт.

вед. Представляем вам состав жюри.

(Представление команд в зале: каждая

команда говорит хором свое название, девиз и каждый член команды

называет свою фамилию и имя.)

вед. Итак, начинаем наш марафон.

вед. Внимание, условия конкурса!

вед. На сегодняшней игре представлены вопросы по следующим темам:

Физика, астрономия, математика и информатика.

География, биология, химия и экология.

История, литература и культура.

балла.

вопросов. Участники должны внимательно следить за номерами вопросов. Если номер вопроса прозвучит дважды, команда получает штрафное очко.

1-й вед. Па обсуждение вопроса отводится 1 мин. по песочным часам.

Отвечает один член команды по выбору команды, остальные во время ответа

не помогают. В случае подсказки, получают штрафное очко.

2-й вед. Если команда не смогла ответить на вопрос, то соперники могут

для

болельщиков. После третьего тура — музыкальная пауза для подведения

итогов.

какие команды будут играть в 1 — м туре, а какие — во II — м туре

2-й вед. А также, какая команда будет отвечать на вопрос первая, какая — вторая, и какая — третья. Приглашаем капитанов команд для участия в жеребьёвке.

Жюри сравнивает ответ команды с правильным ответом, предложенным учителем, и ставит баллы по своему усмотрению.)

 

Подведение итогов

В каждом туре — самый активный игрок, принесший команде максимальное количество баллов (по выбору команды). Отметить самую организованную команду.

туров утешительными призами.

Отметить активных болельщиков.

Вопросы

Физика, астрономия, математика и информатика

Что произошло бы с нашей Землёй, если бы она вдруг остановила своё вращательное движение? ( Она упала бы на Солнце).

В 1987 г, по случаю этого знаменательного события, британская почта выпустила серию марок, на первой из которых изображено яблоко. Назовите виновника события. (Исаак Ньютон, открытие закона всемирного тяготения.)

Какое поле возникает вокруг объектов независимо от того, из какого материала они состоят? (Гравитационное.)

На одной чашке весов лежит камень, а на другой — железная гиря того же веса. Останутся ли в равновесии весы, если их погрузить в резервуар с водой? (Чашка с гирей перевесит, так как она вытеснит меньше воды, а, следовательно, меньше потеряет в весе.)

Где вырабатывается электрическая энергия? (На тепловых электростанциях, на гидроэлектростанциях, на атомных электростанциях)

Имеют ли звёзды один и тот же цвет? (Звёзды имеют разные цвета: белые, голубые, жёлтые, оранжевые и красные)

в мире написанные цифры появились в Египте и Месопотамии около 5000 лет назад в виде засечек на дереве или камне для записи прошедших дней.)

Какой древнегреческий философ обобщил данные о первых многогранниках? (Платон)

9. Кто изобрёл первый термометр? (Галилео Галилей)

10. В первый отечественный спутник можно было смотреться как в зеркало. С какой целью его так отполировали? (Чтобы его лучше было видно с Земли.)

каких цифр на циферблате механических часов равна 12? (3 и 9)

Что такое многоразовый космический корабль? (Многоразовый космический корабль — это летательный аппарат, совершающий взлёт как ракета, а посадку как самолёт).

Что такое телефакс? (Телефакс — это аппарат, соединенный с телефоном, что позволяет копировать и передавать копии печатных текстов на другой номер телефона)

Кто считается основоположниками радио? (Маркони и Попов)

(цифрового подвижного диска) и графических карт)

Где сохраняется информация в компьютере? (Информация, вводимая в компьютер, сохраняется в памяти компьютера на жестком диске)

Что такое Интернет? (Интернет — это международная информационная цепь, состоящая из миллионов компьютеров, соединенных между собой телефонной линией.)

Он первый доказал истины: диаметр делит окружность пополам; утлы при основании равнобедренного треугольника равны; два треугольника равны, если их стороны равны. Кто это? (Фалес)

лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она? (С.В.Ковалевская)

О магните, магнитных телах и о большом магните». Что Гильберт назвал большим магнитом?

Землю.)

География, биология, химия и экология

Из чего изготовляют стекло? (Из песка, карбоната кальция и известняка).

году)

Назовите самое большое озеро в мире. (Каспийское)

Для чего служит компас? (Компас служит для ориентирования на местности)

это питание, взаимодействие и размножение, а неживые этих функций не выполняют.)

а открытие пенициллина).

Как определить возраст срубленного дерева? (Если срубить или спилить дерево, то на срезе ствола можно увидеть кольца, по числу которых судят о возрасте дерева.)

кг, цветки раскрываются только ночью, семена съедобны.)

метров в Пиренеях и в горах Центральной Европы.)

Какая птица быстрее всех бегает? (Африканский страус.)

метров после небольшого разбега.)

году получил за это Нобелевскую премию.)

тонн он больше даже африканского слона.)

лауреат Нобелевской премии, создатель теории иммунитета, теории происхождения многоклеточных организмов, автор трудов по теории старения.)

какого растения связывают нерасчётливого человека, простофилю. (С лопухом)

Какая змея может проглотить дикобраза вместе со всеми его иглами? (Питон)

из Цветочного города? (Касторка)

, поселившееся на фуражках у моряков? (Краб)

Какие горы отделяют Европу от Азии? (Уральские)

Какое государство самое маленькое в мире? (Ватикан)

 

История, литература и культура

Из скольких инструментов состоит современный симфонический оркестр? (Современный симфонический оркестр состоит примерно из 80 музыкальных инструментов)

Назовите автора оперы «Женитьба Фигаро». (Вольфганг Амадей Моцарт).

форме? (30 000 лет назад в виде наскальных рисунков.)

Назовите самые большие мировые религии. (Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм)

Где и когда проходили первые олимпийские игры? (В 1896 году, в Афинах)

Какой была самая долгая война в средние века? (столетняя война между Францией и Англией)

Когда началась и сколько длилась первая мировая война? (в 1914 году началась, а в 1918 закончилась).

Когда началась и сколько длилась вторая мировая война? (в1939 году началась и в 1945 закончилась)

Кто основал Московский университет? (М.В.Ломоносов)

Кто открыл Америку? (Колумб)

Кто был первым президентом России? (Б.Ельцин)

)

Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)

14.Кто написал оперу «Пиковая дама»? (Чайковский)

Кто написал драму «Маскарад»? (Лермонтов)

Москвы по Смоленской дороге, им же и разорённой? (Наполеон)

)

часов не наблюдают» (Грибоедов)

Как называется чеховский рассказ, из которого можно узнать, как чистить селёдку? («Ванька»)

Кто такой Франсиско де Гойя (Известный испанский художник 18 века)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

помогают:

ике, которые получены на уроках, показать их применение в жизни;

ыработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли быстро излагать;

проявлять находчивость в трудных ситуациях;

приобретать опыт публичных выступлений.

ся к физике как науке о природе;

робудить учащихся к самостоятельному изучению физических явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы и ресурсов

 

 

Нестандартные уроки физики.- Х.: «Основа» — 2005

Перельман Я.И. Занимательная физика.- М.: Наука — 1986

Нестандартные формы внеклассной работы для средних и старших классов. Издательство «Учитель». Волгоград

И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. – М.:Просвещение-1990

http://do.gendocs.ru/

http://egorevskaya.ru/

http://egorevskaya.ru/

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/4/nedelya_fiziki_moya.zip

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *