Методическа разработка урока по истории Общественные движения в России во второй полови

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Первомайский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по истории

 

 

«Общественные движения в России во второй половине 19 века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первомайск, 2013

Содержание:

3

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения.

Задачи:

защиты своих взглядов и убеждений;

справочной литературой;

— научить проявлять уважение к докладчику;

;

истории.

– семинар.

«Общественные движения в России во второй половине 19 века»

В результате изучения темы студенты должны:

:

общественное развитие России в 19 веке;

;

;

:

);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

х конспекта, реферата, рецензии.

 

 

 

 

 

 

 

 

:

)

)

)

.)

)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

, слушать внимательно, не перебивать.

.

повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце 1860, и при его обсуждении в Государственном совете в начале 1861.

крестьянами. «Общее положение» определяло структуру, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) и волостного суда.

, то повинности уменьшались, но не пропорционально (ст. 169 и 190).

удобных земель. Повинности определялись в несколько уменьшенном размере по сравнению с теми, которые были зафиксированы в инвентарях имений.

и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области».

. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства, которому крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодными выкупными платежами.

.

. В результате отрезки земли, получения дарственных наделов и отказов от земли (преимущественно на Левобережной Украине) надельное землепользование крестьян в ходе К. р. значительно сократилось (например, в Саратовской губернии на 42,4%; Самарской — 41,3%; Полтавской — 37,4%; Екатеринославской — 37,3%). Отрезанные помещиками земли являлись средством закабаления крестьян, т. к. они были жизненно необходимы крестьянскому хозяйству (водопой, выгон, прогон, сенокос и пр.). Под влиянием Польского восстания 1863 произошли изменения в условиях К. р. в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине: законом 1863 вводился обязательный выкуп; уменьшались на 20% выкупные платежи; крестьяне, обезземеленные с 1857 по 1861, получали полностью свои наделы, обезземеленные ранее — частично. В результате наделы крестьян в этих районах по сравнению с количеством земли, зафиксированной в уставных грамотах, значительно увеличились.

условиях, вплоть до замены их отработками. 28 декабря 1881 был издан закон об обязательном выкупе с 1 января 1883, перевод на который завершился к 1895. Всего к 1 января 1895 было утверждено 124 тыс. выкупных сделок, по которым перешло на выкуп 9159 тыс. душ в районах с общинным и 110 тыс. домохозяев в районах с подворным землевладением. Около 80% выкупных сделок были обязательными. В итоге К. р. (сведения 1877—1878) в губерниях Европейской России 9860 тыс. душ крестьян получили в надел 33728 тыс. десятин земли (в среднем на душу 3,4 десятины). У 115 тыс. помещиков осталось 69 млн. десятин (в среднем по 600 десятин на владельца).

которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян. Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находившиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп.

. В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии — в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Армении и Азербайджане К. р. была произведена в 1870—83 и носила не менее кабальный характер, чем в Грузии.         ««Крестьянская реформа» была проводимой крепостниками буржуазной реформой. Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию. Однако К. р. не решила социально-экономических противоречий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд других феодально-крепостнических пережитков, привела к дальнейшему обострению классовой борьбы. «1861 год породил 1905».

статей Н, П. Огарева, опубликованной в журнале «Колокол», крестьянская реформа оценивалась следующим образом» «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут».

­тавался зависимым от помещика, связанной с ним системой отработок, был опутан выкупными платежами, не обладал достаточным количеством земли.)

­новится простой народ.

­стьянском социализме.

Вспомните основные идеи А. И. Герцена.

­нами и коллективном принятии решений на мирском сходе.

правами.

.

.

учащиеся школ — 11,3%; служащие — 8,3%; учителя — 7,6%.

­альным слоем для формирования интеллигенции.

­разованные люди, знакомые с существованием иных, более демократических государственных устройств, осознававшие необходимость перемен в России.)

­ронник коренных перемен государственного и общественного устройства насильственным путем.)

­мены не оправдались.)

»

 

,

Д. Михайлов, Г. В. Плеханов,

Н. Фигнер,

. Перовская, Н. А. Морозов,

Созыв народного собрания, свободные выборы в него.

­ческой республики; широкого местного самоуправления;

­нам;

­ки трудового крестьянства;

­щинного самоуправления;

­ских свобод;

Издание и распространение революционной литературы;

­люционеров, материальная помощь ссыльным;

­стьян и рабочих;

­дивидуального террора.

 

Выборное представительное учреждение.)

­изойдет, думали революционеры, крестьяне поймут, что их обманули и поднимут бунт.)

приняла решение о самороспуске.

»

­родников восходит к идеям А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского.

­родников.

­ворен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Выданный России, Бакунин был сослан в Сибирь, откуда бежал.

вания.

Эта теория получила название «хождение в народ».

   

 

 

 

Народ, крестьянство — главная движущая сила революции. Базис социализма — крестьянская община.

­ства)

Организующая сила — революционная партия.

 

.

­вы. Тогда народники стали уделять больше внимания разъяснению текущих нужд народа. Но все попытки поднять народ на борьбу успеха не имели.

­шего название всему обществу.

­тах первые признаки революции. Росла популярность идей Ткачева.

­чающей задачам революции.

­во членов организации. 15 августа 1879 г. на петербургском съезде произошел окончательный раскол. «Земля и воля» распалась на две организации — «Черный передел» и «Народная воля».

­боров.

Александру II — император случайно опоздал к обеду. Одновременно местные организации «Народной воли» провели ряд террористических актов против представителей администрации и жандармских офицеров.

­ства императора, народовольцы оказались неподготовленными к каким-либо дальнейшим действиям по изменению существующего строя.

­ционной борьбы.

­ей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873-1874 гг. Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание.

Подобная тактика не была результативной, поскольку:

крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар». В деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием;

­мешками;

).

.

Литература

роф. учеб. заведений. – 6-е изд. М., 2006.

Справочные материалы. — М., 1999.

.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. — М., 1993.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *