Методическая копилка учителя биологии Кондрахиной Ирины Станиславовны «Техноло

 

 

 

Методическая копилка

учителя биологии

Ирины Станиславовны

 

Технология критического мышления

на уроках биологии»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развития системного мышления, а не просто накоплению знаний, развития логики, умения четко и ясно формулировать свои мысли, считаю технологию развития критического мышления одной из оптимальных современных технологий обучения и воспитания.

признаки критического мышления:

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

, США)

.

: Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений.

: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

Формирует самостоятельное мышление.

Вооружает методами и способами самостоятельной работы.

Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.

Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

 

Технология развития  критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. 

 

 

Таблица 1. Технологический алгоритм урока

 

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к получению новой информации;

собственных

получение новой информации;

размышление, рождение нового

знания;

постановка учеником новых целей обучения

 

­стадии и методические приемы

 

1. Вызов

имеющихся знаний по

изучаемому вопросу,

,

мотивацию

Ученик «вспоминает»,

цию до изучения нового

на которые хочет

формации»:

ключевым

словам;

стематизация материала

кластеры, таблицы;

неверные утверждения;

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа

держания

нение интереса к теме

при непосредственной

новой ин-

продвижение от

к

Ученик читает (слушает)

учителем

активные методы чтения,

делает пометки на полях

по

мере осмысления новой

Методы активного чтения:

маркировка с использованием значков

«+», «-», «7» (по мере чтения их

ставят на полях справа);

ных дневников, бортовых журналов;

в пер-

сям-предположениям;

внести изменения,

дополнения;

следовательские или

практические задания

на основе изученной

Учащиеся соотносят

со

«старой», используя

на

Заполнение кластеров, таблиц.

причинно-следственных

связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и

неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

сий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам

работка, интерпретация изучен-

ной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

 

Таблица 3. Функции трех стадий технологии развития критического мышления

Осмысление

(получение новой информации по теме).

имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

 

Технология предполагает трехфазную структуру урока.

Стадия вызова

На этом этапе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова я использую следующие методические приемы: постановка проблемы или проблемной ситуации, «мозговой штурм», работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) и т. д.

Эта стадия позволяет:

– актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

– вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

– побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

предполагает ответы на следующие вопросы:

Назовите тему урока

Что вы уже знаете из этой темы?

Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?

Почему вам это нужно знать?

. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги, прикрепленном к стене, или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение.

формированию мотивации способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

Прием « Ассоциации».

и ответить на вопрос:

— О чем может пойти речь на уроке?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

Прием “Корзина” идей, понятий, имен…

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

этой теме

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным. Например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки далее исправляются, по мере освоения новой информации.

: «Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники, у них – свои спутники». Этот приём можно использовать на стадии вызова и рефлексии

. Учитель предлагает записать все предположения, используя приём «Кластеры». Кластер «предположений» может выглядеть так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем больше собрать верных (а возможно, и нет) сведений, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового. Стадия вызова завершена – теперь необходимо проверить предположения. Для этого нужно обратиться к тексту.

Мозговой штурм»

для коллективного поиска решения проблемы, генерирования большого количества идей, вовлечения в работу как можно большего числа школьников.

всё, что предлагается детьми. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций.

возможность ее автору высказаться после завершения мозгового штурма.

состоит в том, чтобы «погрузить» учащихся в проблему, объединить их в процессе коллективной деятельности. Для поддержания динамизма работа в режиме мозгового штурма не должна продолжаться более 10 мин. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

2. Стадия осмысления

Эта стадия позволяет ученику:

– получить новую информацию;

– осмыслить ее;

– соотнести с уже имеющимися знаниями

На стадии осмысления я использую следующие приемы:

ИНСЕРТ»

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

“+” — поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

“V” — поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” — поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста.

При составлении текста я стремлюсь включить в него ведущие биологические понятия данной темы, а так же материал, который вызывает интерес, удивление у школьников, стремление узнать больше.

ючаю материал о многообразии семейства, местообитании видов, строении цветка, плодов. Работая с текстом, учащиеся делают пометки карандашом, условными знаками обозначая «знаю», «противоречит моим первоначальным представлениям», «хочу узнать новое», «это для меня новое».

Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”

Почему весной пауки летают на паутинных нитях?

знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

ИНСЕРТ» при изучении темы «Класс Пиявки»

Монолог медицинской пиявки

родственников – хищники, заглатывают свою жертву по частям или целиком. Но лично я не просто паразит, я – полезная. Люди мне многим обязаны, и, возможно, в скором времени мне воздвигнут памятник (также как собаке и лягушке) с торжественной надписью: «От благодарного человечества». Думаете, многого прошу? Ничего подобного! А кто спасал в течение многих веков людей от повышенного давления? От тромбов? Да мало ли ещё от чего! Охранять меня надо, а не истреблять!

присосаться к птицам, рыбам, млекопитающим и даже человеку. К сожалению, и сами попадаем на обед многим животным.

. Эта кровь долго у меня в желудке будет храниться – бактерии специальные, которые во мне живут, помогают ей оставаться свежей.

всех, так люди взялись в специальных лабораториях нас выращивать и эксперименты на нас ставить. Нужны, значит, мы. Так что, помните: нас охранять нужно, пригодимся ещё!

После проработки текста следующим шагом может быть заполнение таблицы.

»

«+»

«-»

Тип кольчатые черви, обитают в водоёмах, имеют присоски, сосут кровь

Произошли от малощетинковых червей, имеют челюсти с зубками, глаза, служат пищей для других животных

Являются хищниками, дышат кожей.

Гирудин, как выращивают пиявок в лаборатории

 

Учащимся предлагается обсудить содержание своих таблиц в парах перед общей дискуссией в классе. Обсуждение граф таблицы, особенно графы «?», обеспечивает выход на новые источники информации.

Приём «Двойной дневник»

) дневник

Например: урок 7 класс «Внутреннее строение млекопитающих».

пометки

Зубы млекопитающих дифференцированы по выполняемым функциям

Лёгкие млекопитающих альвеолярные

У млекопитающих четырёхкамерное сердце

Какой круг кровообращения называется лёгочным?

 

.

 

   

 

Трехчастный дневник может быть оформлен иначе:

 

   

 

рефлексии

Здесь основным является:

– целостное осмысление, обобщение полученной информации;

– присвоение нового знания, новой информации учеником;

– формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания.

— это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.

.

:

В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

Вторая строчка — это описание темы в двух словах (два прилагательных).

Третья строка — описание действия в рамках темы тремя глаголами.

Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

к теме: «Витамины»

Витамины

Вкусные, полезные.

Ускоряют, расщепляют, помогают

Важные вещества для жизни ферменты

Прием «Эссе»

Этот вид письменного задания применяется мною в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Я прошу учащихся ответить на два вопроса:

— Что они узнали по пройденной теме?

— Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).

Пример «эссе» к уроку: «Многообразие земноводных».

На уроке я узнала много интересного о разнообразии и жизни земноводных, научилась распознавать разные виды земноводных.

2. Кто является самым большим долгожителем среди амфибий?

Прием «Самоанализ»

 

 

Приём “Ключевые слова”

На основе данных слов прошу составить рассказ-предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное — использовать в тексте все ключевые слова.

Прием «Кластер»

Напишите ключевое слово или предложение в середине.

Начните записывать слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.

­ваете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.

Выпишите столько идей, сколько придёт вам на ум, пока не будут исчерпаны все ваши идеи.

».

рыбы

Также на заключительном этапе урока предлагаю закончит предложения на доске:

Сегодня для меня …

Так как я знаю, что такое вирусы …

Я думаю, что …

Если бы ученые не знали, что такое вирусы …

Хорошо, что бактериофаги …

Мне понятна и интересна технология развития критического мышления потому, что она начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

На данной стадии учитель предлагает ученикам вернуться к первоначальным записям на доске (кластеру), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Работа может проводиться фронтально или по группам с последовательным их выслушиванием. Кластер по данной теме может быть составлен следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *