методическая копилка дидактических игр по развитию речи

Методическая копилка дидактических игр по развитию речи

1.Воспитание звуковой культуры речи

Чей голос?

3-4 года

упражнение в умении различать животных по звукоподражанию

: игрушки: мышка, утка, лягушка, корова

: В гости к нам приходят звери. Они хотят поиграть. Надо догадаться, чей голос.

: СИПКРО / Самара -1994 стр-145

Автомобили

3-4 года

регулирование высоты голоса

: игрушечные автомобильные рули

.

и.

 

Цепочка слов

4-5 лет

звука в слове

карандаш-шкаф-флажок-куст-топор-ракета-автобус-сок-ключ-чайник-крот-туча-ананас-сом-мост-тумбочка

Ход игры

того звука, каким кончается слово – название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

, 1988.-64с.

Кто быстрее соберет вещи?

4-5лет

с-ш

)

Ход игры

кто больше соберет в свой чемодан вещей.

, 1988.-64с.

Найди место звука в слове

лет

формирование умения находить место звука в слове

Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы)

­ка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой — полоска из трех клеточек.

Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».

, 1988.-64с.

Кто в домике живет?

5-7 лет

формирование умения подбирать слово с определенным звуком

На чердачном окошке — буква.

Предметные картинки:

Ц Ж Л Р

Кот

Коза

волк ворона

 

­ных и переселите в домик». По вызову воспитателя двое детей отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки, а потом говорят, кого они поселили в домик. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.

подальше от зубастого крокодила.

, 1988.-64с.

 

 

2.Развитие словаря

Переезжаем на новую квартиру

3-4 года

­нию и похожие внешне, помочь запомнить их названия

Коробочка для складывания картинок.

Ход игры:

­тинку.

, 1988.-64с.

 

У кого какой предмет?

3-4 года

зующих предмет, его качества.

­ся друг от друга несколькими признаками и деталями:

2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;

2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;

­ков и хвоста;

­кими рукавами, у одной кармашек наверху, у другой — два внизу;

2 фартука разного покроя с разной вышивкой;

— 2 ведра разные по форме и цвету

­башки.

. На моей картинке — рубашка.

— тоже рубашка.

сезона.

сезона.

. Моя рубашка клетчатая.

. А моя полосатая.

. У рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди.

. У рубашки два кармана, расположенных снизу.

Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках.

. У меня рыбка красного цвета.

.

. У моей рыбки большой хвост.

маленький.

Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнений.

, 1988.-64с.

 

 

Угадай по описанию

4-5 лет

формирование умения различать признаки предмета

ые и разные признаки с остальными предметами группы (рис.1)

Воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».

­ство и различия.

Посмотрите на лица снеговиков. Они?

Одинаковые. У каждого два глаза и оранжевый нос.

-На головах?

­ные уборы разного цвета.

-В руках?

Ит.д.

, 1988.-64с.

За покупками в магазин

4-5 лет

упражнение в использовании сложноподчиненных предложений

вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

Предметные картинки:

(3 картинки);

.

­нравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?

­ку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».

А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом». Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».

, 1988.-64с.

Задумай слово

5-7

представления детей, учить выражать свои мысли в краткой форме, обозначать качество, предметы, действия с ними.

плывет. (Облако).

: СИПКРО / Самара -1994 стр-145

Послушай мое слово и нарисуй свое

5-7

­вать по названному слову.

делать швейной иголкой и т. п.

: СИПКРО / Самара -1994 стр-145

 

 

3.Формирование морфологической стороны речи

Разноцветный сундучок

: 3-4 года

ориентировать на окончание при согласовании слов роде.

числу детей. (предметы, обозначаемые словами среднего и женского рода)

а столе у воспитателя шкатулка. В ней картинки. Воспитатель читает стихотворение:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Оля, загляни,

Вынь картинку, назови.

яичко? Какая матрешка? Вопросительное слово согласуется с существительным и помогает ребенку правильно сориентироваться в родовой принадлежности.

: СИПКРО / Самара -1994 стр-145

Лото

3-4 года

упражнять в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах)

).

Воспитатель раздает детям картинки, оставляя у себя парные. Обращается к детям:

много колес». Обязательно надо назвать игрушку.

кто замешкался, отдает свою картинку воспитателю. Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, воспитатель отдает свою картинку ему.

(у кого на руках нет картинок) задаются шуточные задания: попрыгать, приседать. Задания придумываются совместно с детьми.

: СИПКРО / Самара -1994 стр-145

Веселая семейка

4-5 лет

: распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:

Правильно назвать животных и их детенышей.

: картинки животных и их детенышей.

Педагог показывает детям картинки, просит назвать изображение на картинке.

— Гусь, гусыня, гусята.

— Петух, курица, цыплята.

— Кот, кошка, котята.

— Мама — лиса, папа — лис, малыши — лисята.

— Медведь, медведица, медвежата.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/

 

Ласковое слово

4-5 лет

Подобрать ласкательное слово.

.

изображение на картинке.

— кот — котик,

— река — речушка,

— мама — мамочка,

— солнце — солнышко,

— ваза — вазочка,

— береза — березка,

— листок — листочек.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/

– домище»

5-7 лет

в образовании существительных с помощью суффиксов

; в употреблении образованных существительных в Р.п.;

, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)

» не существует».

Волшебные превращения

5-7 лет

в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам

Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.

: индивидуально, парами и в подгруппе до 4 чел.

 В чащобе, вдали от людей,

        Волшебник живёт, чародей.

        Волшебною палочкой чудной своей

       Он делает массу полезных вещей.

       Из материалов обычных

       Много предметов различных

       Создаст чародей за мгновенье

       Лишь палочки прикосновеньем.

       Из хрусталя, поролона и кожи

       Он сотворить очень многое может.

       Вам нужно круги «золотые» вращать,

       Картинки в кругах важно чётко назвать.

На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке.

Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал…(переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку».

Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».

После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются.

 

4.Формирование синтаксической стороны речи

Кто сумеет похвалить

3-4

подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

Ход игры:

Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».

Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.

: СИПКРО / Самара -1994 стр-145

Закончи предложение

: 3-4

: Упражнение в подборе слова, обозначающее действие

: Воспитатель начинает предложение и просит детей правильно его закончить:

-Зайчик испугался и …..

-Ира обиделась и…

-Маша взяла куклу и пошла….

: СИПКРО / Самара -1994 стр-145

 

 

Сплетем веночек

4-5 лет

: Учить согласовывать существительное с числительным

: Настоящие одуванчики.

Аналогично можно собрать букет.

: СИПКРО / Самара -1994 стр-145

Согласие – несогласие:

лет

: формирование у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Ход игры

Воспитатель. Сегодня не будет дождя.

Дети. Нет,  будет, потому что небо тёмное.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Воспитатель. Это — рыба.

Дети. Нет, это не рыба. Это — мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi

 

Распутай слова

5-7 лет

: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры:

Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

.

2. Любит, медвежонок, мёд.

.

, дупло, прячет.

: СИПКРО / Самара -1994 стр-145

 

Солнечные лучи

5-7 лет

: учить строить простое полное предложение.

: полоски бумаги разной длины, эмблемы солнышка, бумажные солнечные лучи.

Ход игры:

Дети разделитесь на две команды. Каждая команда по очереди будет составлять фразы о весне. За каждое правильное предложение получите «солнечный лучик» для эмблемы солнышка.

Победит та команда, которая соберет больше «лучиков», у которой весеннее солнышко окажется «ярче».

Вариант 1. Игровые действия: выбрать полоски бумаги разной длины в зависимости от длины слова, запомнить слова, изменять порядок слов, правильно изменять форму слов, правильно строить предложения.

— Деревья, на, почки, появляются.

.

, расцвели.

.

.

.

.

Вариант 2. Игровые действия: самостоятельно придумывать полные предложения с заданным словом, выкладывать их с помощью полосок бумаги разной длины, озвучивать составленное командой предложение.

— Весной дети…..

— Весной птицы…..

— Весной люди…..

— Весной в лесу…..

— До весны…..

— После весны…..

 

: СИПКРО / Самара -1994 стр-145

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *