Методическая копилка музыкального руководителя детского сада

Методическая копилка

 

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

 слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

  музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы о том, что  необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формировании своеобразных эталонов восприятия.

Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога.  Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества – программная установка новой системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении.

Таким образом, анализ педагогического опыта музыкальных руководителей дошкольных учреждений и собственной практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью педагогической практики формирования  его у дошкольников. Это убедило  меня в необходимости разработки педагогической технологии восприятии детьми классической музыки.

эстетическое развитие  старших дошкольников через восприятие классической музыки.

Новизна работы заключается в интеграции педагогического процесса, предполагающего включение в слушание музыки других видов деятельности.

Задачи работы:

расширять знания детей о музыке, накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;

вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;

побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);

Для решения поставленных задач разработана педагогическая технология организации восприятия классической музыки, направленная на эстетическое развитие детей  старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач определены педагогические условия восприятия классической музыки, которые базируются на следующих принципах:

– ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.

Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, показывающий необходимость использования первичной диагностики восприятия музыки детьми и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе работы по слушанию музыки.

Учета развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки, означающий учет музыкальных  интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской  музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта; развития этих качеств и свойств в музыкальной деятельности.

услышанное им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносить предложения по репертуару. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.

.

Сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками, как в целом и всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Принцип подразумевает тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду.

разнообразны, и педагогу необходимо знать, ради достижения какой цели организуется музыкальное восприятие. Целенаправленность процесса восприятия позволит определить этапы педагогической технологии, оснастить их адекватными методами и  приемами, содействующими лучшему пониманию и проникновению ребенка в музыкальное произведение, музыкальный образ.

Художественности музыкальных произведений.

планомерную работу по восприятию музыкальных произведений дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы.

Продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений, означающий, что результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т.д.

объединение разнообразных методов активизации восприятия музыки детьми в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников

Технология работы включает в себя следующие этапы:

 – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки;

 – накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;

 – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;

 – организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной;

 – контрольно-аналитический.

1 этап включает следующие направления работы:

создание музыкального центра для слушания музыки.

 В проведении занятий большое значение имеет применение современных средств обучения. Современная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения. Видеотехника дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой. Видеозаписи позволяют увидеть и услышать  величайших исполнителей.

довлетворение потребности ребенка в эмоционально насыщенных и разнообразных переживаниях;

обеспечение свободы выражения своих чувств и переживаний через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности;

учет музыкальных предпочтений педагогов и родителей;

определение  репертуара  в соответствии с возрастом и условиями детского сада, который  включает  в себя произведения классической музыки всех эпох и должен быть доступен детям и высокохудожественен.

Для решения поставленных задач  было составлено перспективное планирование по слушанию классической музыки, в котором определены темы, репертуар, цели и задачи.

, Малышевой О.А. 

Большим праздником для нас становятся концерты артистов Вологодской филармонии. Они не только исполняют музыку; проводят с детьми интересные беседы, концерты по слушанию музыки, в которых дети принимают участие  и играют на музыкальных инструментах.

она бывает» детям предлагаются для прослушивания несколько музыкальных произведений. По теме «Сказка в музыке» детям предлагается одно музыкальное произведение, но большое по содержанию.

содержание музыки, но и выделять отдельные её выразительные средства.

Выделяются этапы восприятия музыки, которые традиционны в музыкальном воспитании:

Целостное восприятие, с целью привлечения внимания к слушанию музыки, настроя на восприятие, погружение в него.

Дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.

Осознание выразительной роли отдельных средств и повторное целостное восприятие  с целью закрепления представлений о прослушанной музыке.

Музыкальное произведение прослушивается  на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы.

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:

– слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;

– слушание в процессе разучивания  танцев, пьес для детского оркестра;

ука в дидактических играх.

» осуществляется через игру на музыкальных инструментах в оркестре.

Характер музыки Чайковского «Вальс снежных хлопьев» дети передают в движении танца снежинок.

Играя в дидактическую игру «Море», дети знакомятся с жанрами музыки.

 восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.

Интеграция объединяет  музыку, изобразительное искусство, литературу и хореографию и поэтому очень актуальна, так как интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Работа с детьми осуществляется через проведение интегрированных и тематических занятий. Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыке, рисованию, живописи, поэзии.  Одним из любимых занятий являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К рисованию приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.

Предлагаю прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?»

Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?»

музыкальной гостиной», где дети слушают классическую музыку, читают стихи и рассматривают картины по временам года.

Айвазовского; по теме «Сказка в музыке» слушая  Свиридова «Колдун», использованы иллюстрации к сказкам и видеофрагмент сказки.

Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. В детском саду используются разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей — проводим тематические концерты, включаем слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушаем знакомые произведения в группе во второй половине дня в грамзаписи.

».

художественной, двигательной.

Педагоги включают музыку и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга

, зажатые дети проявляют себя с другой стороны.

.

Мониторинг эстетического воспитания детей осуществлялся  с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий и анализа  участия  выпускников детского сада в кружках художественно-эстетического цикла, отзывов учителей, беседы.

В разработке нашей методики диагностирования художественно-эстетического воспитания дошкольника мы руководствовались положениями К.В. Тарасовой.

Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по нашему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;

– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Положительным результатом своего опыта считаю достижения бывших воспитанников, обучающихся в ДШИ на фортепиано, скрипке, народных инструментах, которые вместе со своими педагогами приходят к нам в конце учебного года и выступают перед детьми и сотрудниками ДОУ.

Таким образом, можно сделать выводы о том,  что  эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *