МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА_15680

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

итой, духовно богатой личности.

Последнее десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

знание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили мою тему самообразования «Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста».

ния детей дошкольного возраста.

Сущность художественно-эстетического воспитания.

ейших задач, стоящих перед ОУ.

я ко всему, что нас окружает».

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни.

Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

и оценивать ее.

В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.

е творческих умений и навыков.

Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно — эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия способствуют развитию у детей мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

армонически развитой личности.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют III ведущие задачи:

е художественных ценностей.

ческой творческой способности.

.

Их суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.

Восприятие — начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов.

путем решения следующих задач:

— овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры;

хологических качеств человека.

1.1.Особенности художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

е, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. Формирование художественно-эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Педагоги должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Психологи выделяют III основных направления психического развития детей дошкольного возраста:

Формирование личности.

ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;

ий, формируются высшие чувства.

II. Расширение сферы деятельности ребенка.

ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;

ь, инициативность, трудолюбие).

III. Интенсивное познавательное развитие.

происходит усвоение сенсорной культуры языка;

совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;

развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;

символических функций сознания.

Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательно-образовательной деятельности.

На этапе от 2,5 до 3-5 лет происходят следующие изменения:

овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры;

обогащение содержания творческой деятельности;

языком» творчества.

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

тных и декоративных композиций.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

его на более высокий уровень.

В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов.

е.

Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа.

тарной творческой деятельности.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения.

овами: «Какая красивая, пушистая белка», «Как нарядно одета кукла».

жно больше доброго и красивого.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, родному краю, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в ДОУ, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие занятия, как: музыкальное, хореография, «Введение в художественную литературу», «Путешествие в прекрасное», рисование, аппликация, лепка, конструирование. Особенно если педагог на занятиях учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и обязательно устанавливать пропорции.

уса во многом зависит от игры.

Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красоту особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Необходимо знать, что художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

видеть в ней предмет искусства.

.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, педагогам надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.

венно-эстетического воспитания.

чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

етического воспитания являются:

— ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

твенно-творческой деятельности;

— активная педагогическая деятельность;

венно-эстетического воспитания.

Эстетическая сущность творческой деятельности

его воображение и способности.

Что же представляет собой творчество?

ьной и духовной жизни общества.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.

Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Заключение

ме и сделать следующие выводы.

Художественно — эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе воспитательно-образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие художественно-эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения.

се, что может быть прекрасным.

Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством художественно-эстетического воспитания.

енно-эстетического воспитания.

На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *