Методическая копилка_27814

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 20»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторский проект

»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана

5

 

УДК

ББК

 

 

Рекомендовано методическим советом

г.)

 

 

методист по научно-методической работе Управления образования города Астана

 

стр.

 

 

 

 

 

 

 

ISBN

 

В данном пособии даны рекомендации по организации «Школы молодого учителя». Практическое применение показано на примере. Пособие поможет начинающим заместителям директоров по НМР и УВР и молодым педагогам.

 

 

 

 

 

ISBN

 

 

 

 

 

 

 

УДК

ББК

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Введение …………………………………………………………………………1

2.День первый ……………………………………………………………………..2

3.День второй ..…………………………………………………………………………………..2

4.День третий ……………………………………………………………………………..3

5.День четвертый ……………………………………….…………………………3

6.День пятый …………………………………………………………………….11

7.Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога..………………6-12

8. Список литературы …………………………………………………………………13

4

10. Приложение 2.……………………………………………………………15-16

13. Приложение 3 ……………………………………………………………17-18

14. Приложение 4…………………………………………………………….19-20

15. Приложение 5…………………………………………………………….21-28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

заместитель директора по научно-методической работе,

учитель русского языка и литературы,

казахского языка и литературы

квалификационной категории

 

,

педагог-психолог

I квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.

… Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители. Сегодня школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому.

педагогического мастерства в неформальной атмосфере. Это теоретические и практические занятия по психологии, педагогике, тренинги, тесты, открытые уроки, выставки педагогических находок…

В нашей школе накоплен богатый позитивный опыт в работе с молодыми специалистами. Прежде всего, мы красиво встречаем их в коллективе. На заседании педсовета директор приветствует их, вручает цветы, памятки-напутствия, сувениры, знакомит с коллективом, с традициями школы, её достижениями и проблемами. В общении с молодыми администрация и опытные учителя выясняют их увлечения, желания, интересы. Стараемся понять, какой помощи потребуется каждому, как рациональнее использовать их способности.

т начинающих с классными коллективами, в которых им предстоит работать, дают характеристику классам, отдельным ученикам. Заместители директора знакомят со структурой (планами, расписанием, графиками) учебной, методической, воспитательной работы в школе, документацией, основными требованиями по её ведению.

).

Следующим шагом является шаг к мастерству. Каждая профессия ставит специфичные требования к личности человека. Какие же требования предъявляет профессия молодого педагога?

В профессиональном становлении молодого учителя в современной школе имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:

– умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.

Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга. Отсутствие одного или нескольких можно компенсировать активным развитием других компонентов.

). Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.

В портфолио входят:

Общие сведения об учителе;

Диагностика успешности;

Нормативные документы;

Открытые уроки;

Доклады, публикации, творческие наработки;

Памятки начинающему учителю;

Работы учащихся;

Дидактические материалы;

Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» учителя.

Значительную роль отводим работе в школе молодого учителя «Наша надежда» таким направлениям:

Планирование работы учителя, организация рабочего времени;

Культура общения учителя с классом, учащимися, родителями;

Углубление психолого-педагогических знаний, методологии бучения;

Изучение нормативных, инструктивно-методических материалов;

Основные требования к календарно-тематическому планированию, к ведению школьной документации, журналов;

Современные подходы к воспитательному процессу, к формированию развитой личности на основе национального воспитания и особенностей, традиций школы.

).

» значительное внимание мы уделяем такой форме индивидуальной методической работы как консультации. Молодые учителя получают конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов уроков, рекомендации. Молодой специалист получает помощь не только от наставника, а от руководителя методического предметного объединения, заместителя директора, психолога, опытных учителей, классных руководителей… Открытые уроки, которые проводят опытные аттестуемые учителя по разным предметам, дают возможность показать и увидеть на практике особенности использования разнообразия форм и методов работы на уроках. Поэтому, планируя открытые уроки, учитываем пожелания молодых учителей относительно проведения разных типов уроков, на которых можно конкретно увидеть, научиться использованию таких направлений:

– нетрадиционные, интегрированные уроки с применением компьютерных технологий…

).

Результаты анкеты свидетельствуют о том, каких успехов, достижений достиг учитель, какие проблемы возникли в процессе работы, какую методическую помощь ему необходимо дать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.

включает такие мероприятия:

 

День первый

 

Семинар-практикум «Введение и оформление школьной документации»: календарно-тематическое планирования, составление плана-конспекта урока, требования к ведению ученических тетрадей, дневников,  заполнение личных дел учащихся, ведение журнала успеваемости, составление и написание характеристик учеников.

 

День второй

 

Обучающий тренинг «Требования к современному уроку»:

I. Основные требования к организации уроков

1. Дидактические требования:

1.4. Использование межпредметных связей.

2. Воспитательные требования к уроку:

2.2. Учёт индивидуальных особенностей учеников (уровень интеллектуального развития, мотивация отношения к обучению, стимулирующие методы)

3. Психологические требования:

3.4. Умственное развитие и самовоспитание личности в процессе обучения.

4. Гигиенические требования к уроку:

4.4. Явка учителя на урок в абсолютно здоровом состоянии.

II. Типология уроков включает урок освоения новых знаний, урок развития навыков и умений, урок использования знаний, умений, навыков, урок обобщения и систематизации ЗУН, урок контроля и коррекции ЗУН, комбинированный урок.

III. Основные этапы урока:

– итог урока (как прошёл урок, что нового узнали, оценки, дифференцирование домашнего задания, заполнение дневников).

 

День третий

 

Научно-практическая конференция «Использование элементов инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе».

Открытые уроки молодых учителей.

Открытые уроки опытных учителей.

Час общения с учениками.

– «Мои рассуждения: зачем мы ходим в школу».

«Солнечная страна – сказка! Каждый миг в ней – что-то новое!»

«Учимся понимать и уважать других»

Круглый стол: «Новизна современного урока – ступень усвоения содержания материала через самостоятельную работу учеников».

активная – беседа, творческая работа учащихся, интерактивная – работа всего класса, коллективная, групповая форма обучения.

Преимущества групповой формы обучения:

Формирование навыков общения;

Оказание помощи каждому;

Высокая активность школьников в коллективе;

Анализ личных достижений каждого члена группы;

Быстрая адаптация в нестандартных условиях;

Готовность брать на себя ответственность;

Установление контактов;

Возможность обмена информацией;

Правильное распределение организации труда;

Умение анализировать и оценивать свои действия;

Умение чётко высказывать и убедительно аргументировать свои мысли;

Быть не многословным, но понятным конкретным.

 

День четвёртый

 

Коллективное творческое дело.

, видеотека.

Видео презентация уроков, воспитательных мероприятий, родительских собраний, отдельных их фрагментов.

Коллективное обсуждение материалов.

 

 

День пятый

 

.

Программа занятия «Учитель в начале пути»

 повышение эффективности общения молодого педагога и учеников.

Задачи: актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися, осуществить поиск наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций.

: все встаем и здороваемся разными способами (кончиками носов, локтями…)

 

Упражнение «Молекулы».

 

— Как вы себя чувствуете?

Упражнение «Быть учителем значит…»

 

Цель: установить атмосферу доверия, настроить участников на работу в группе, почувствовать групповое единство и поддержку.

сидя в кругу по очереди приветствуют всех, представляются и завершают предложение «Быть учителем значит…» (высказывают что для них значит их профессия)

.

Упражнение «Описание ученика»

 

Цель: профилактика совершения ошибок при восприятии ученика. 

. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика».

В каждой команде выбирается секретарь, который записывает характеристики мальчика. Когда участники готовы ведущий просит их зачитать характеристики. После этого он объявляет, что обе команды описывали одного и того же ребёнка, но так как они были под влиянием разных установок – положительной в первом случае и отрицательной –  во втором, то описания у них совсем разные (подобный эксперимент проводил Розенталь со своими студентами.).

или иной человек мы трактуем это в пользу нашей установки. Поэтому, прежде чем сформировать мнение, важно взвесить все факты.

«Язык телодвижений»

интерпретировать жесты, позу и мимику ученика на уроке.

Оборудование: изображения поз, мимики и жестов людей (рисунки 1-9).

Далее к доске прикрепляется рисунок №3.

Ведущий: Сравните рисунки №1 и №3. Что вы можете сказать о рисунке №3?

на доску помещаются рисунки № 4, 5.

скорее всего коснётся кончика носа.

Демонстрируются рисунки № 6, 7.

палец во рту свидетельствует о том, что ученику необходима поддержка. Следует ободрить такого ребенка. Маленькие дети сосут палец, так как он напоминает ему грудь, этот жест помогает успокоиться. С возрастом он видоизменяется – тревожные ученики нередко грызут карандаши, ручки, взрослые курят. Если же вы не раз замечали следующий жест на рисунке №7, то это сигнал о том, что детям скучно на ваших уроках. Это типичный жест скучающего человека. Степень скуки можно определить по степени давления головы на руку, если голова полностью легла на ладонь – скука достигла своего апогея.

к доске крепятся рисунки № 8, 9.

выступающему, то он поддерживает подбородок, как на рисунке №9. Знание этих поз позволит вам получить обратную связь от учеников, вам даже не придётся их спрашивать, было ли им интересно на уроке.

 

«Барьеры восприятия информации»

 

подавать информацию на уроке, преодолевая барьеры восприятия информации.

Ведущий: Существует несколько барьеров восприятия человеком информации, из-за которых возникает непонимание:

– логический уровень (логика ребенка отличается от логики взрослого, ребёнок склонен воспринимать всё более буквально, необходимо это учитывать).[1]

При подаче информации важно также помнить о двух правилах:

 – информация должна иметь чёткое начало и конец.

и т.д.

 

«Комок проблем»

 

.

Оборудование: листы бумаги формата А5 по количеству участников, большая картонная коробка.

Участники рассаживаются по кругу. По желанию на протяжении 10-15 мин. Учитель рассказывает о сложной ситуации в его педагогической практике. Ведущий обращает его внимание на то, что он предпринимал, что при этом чувствовал, а также каких результатов добился тем или иным способом. Происходит обмен мнениями в группе.

которые вы испытываете во время конфликта, например: гнев, обида, тревога и т.д. А теперь вы можете скомкать эти листы и бросить их в эту коробку, сейчас вы избавитесь от накопившегося негатива (коробка устанавливается по центру круга).

Заключительный этап

 

 

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания.  Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

— Наташа, ты такой отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Рефлексия.

Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К. Ушинского – лейтмотив работы Школы молодого учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

.

, 2005. – 272 с.

Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *