методическая копилка_27947

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

методический доклад

на тему:

ОРКЕСТРОВОГО ТРОМБОНИСТА»

Легкого Владимира Васильевича

г.

 

ПЛАН

1. Задачи и воспитание.

2. Навыки чтения с листа и ансамблевой игре.

3. Оркестровый «инкубаторный» период.

4. Нюансировка и чтение пауз.

Психологическое состояние музыканта перед игрой «эстрадное воспитание».

6. Профессиональная уверенность «самоуверенность».

7. Чувство меры в разминке, исполнительское состояние.

8. Выразительные возможности инструмента.

 

На протяжении всей своей истории тромбон оставался преимущественно оркестровым инструментом, хотя уже в конце 15 века появляется упоминание о некоторых выдающихся солистах- тромбонистах. И сегодня мы знаем немного концертирующих исполнителей — духовиков из разных стран Америки и Азии.

Заметим, что они, как правило, являются солистами оркестров. Главная задача должна состоять в воспитании первоклассного оркестрового музыканта, независимо оттого, будет ли он в дальнейшем солистом или артистом группы тромбонов эстрадно-симфонического или оперного, духового или джазового оркестров. Конечно, не все могут и должны стать концертирующими исполнителями или солистами оркестров, тем более лауреатами конкурсов «прежде всего — в силу различных природных, музыкальных данных».

Оркестровый тромбонист должен уметь правильно и точно сыграть нотный текст, хорошо читать с листа, чувствовать баланс звучания инструмента и оркестровой группы в оркестре, знать репертуар. Одним словом, уделять наибольшее внимание технологии исполнения. Главным требованием является точное соблюдение всех имеющихся нотных, темповых, ритмических, динамических и других обозначений содержащихся в оркестровой или ансамблевой партии.

одновременное снятие звучания

 

звучания указывает на высокую оркестровую и ансамблевую культуру.

К сожалению, сплошь и рядом даже в профессиональных оркестрах мы встречаемся с ансамблевой неряшливостью, с небрежным отношением или передерживанием тона отдельными исполнителями, с нарушением баланса звучания, когда один тромбонист заканчивает звук филировкой, а другой — в том же самом нюансе. Важнейшее место подготовки оркестрового тромбониста должно принадлежать воспитанию навыков чтения нот с листа. Музыкант, который это делает свободно, уверенно чувствует себя в ансамбле. Научится хорошо читать ноты с листа, можно только за счет постоянных и постепенных занятий. Необходимо уметь схватывать взглядом как можно больше нотного текста.

Постоянному чтению с листа следует приучить играющего с самого начала обучения, заботясь о том, чтобы трудности, встречающиеся в тексте, не превышали уровня технической оснащенности ученика. Быстрота чтения нот с листа зависит от способностей исполнителя «схватывать» нотный текст и от его технической подготовки. Качество читки нот с листа во многом зависит от того на сколько ученик хорошо ориентируется в нотном тексте. Музыкант, читая с листа, должен выполнять все темповые и динамические указания, выставленные композитором.

Важная роль в воспитании оркестрового музыканта принадлежит игре в ансамбле. Приобретение навыков в ансамблевой игре обычно начинается сразу же. Даже самые элементарные дуэты не только приносят начинающим большую пользу, но и доставляют им огромное удовольствие. При игре в ансамбле ученики усваивают закономерности метроритма, что на каждой последующей степени музыкального образования, роль ансамбля должна возрастать.

 

тромбонистов с оркестровой литературой. Тромбонист должен обязательно знать наиболее трудные оркестровые соло, а некоторые их них следует выучивать наизусть. Тромбонист, обладающий разнообразной исполнительской техникой, знанием материала, в полной мере раскрывает себя, только поступив в оркестр. Действительно, научиться хорошо, играть в оркестре можно, только играя в нем. Попадая в оркестровый коллектив, каждый музыкант проходит определенный «инкубаторный период». Одни ходят в оркестр легко и просто, а другим акклиматизация оказывается долгой и трудной.

Духовики практически не имеют времени на стажировку в оркестре, а должны сразу исполнять свои партии. С первого дня поступления в оркестр музыкант должен окунуться в его атмосферу, почувствовать дух дисциплины, господствующей в коллективе. На основании многолетней оркестровой практики можно порекомендовать молодым тромбонистам следующее: Если при игре в оркестре, вы не хотите попасть впросак, постоянно и заранее смотрите партию, которую будете играть впервые. Очень часто за кажущейся простотой кроются «подводные камни».

раструбы тромбонов направлять вниз под пульт, и наоторот

 

и вступать после пауз нужно очень точно.

некоторых произведениях тромбоны играют не в каждой цифре или в части партии, т.е. некоторое время длится пауза, а после чего сразу же следует ответственное соло: В таких случаях обязательно перед началом игры следует согреть тромбон (а так же мундштук) «беззвучным дыханием», прикрыв раструб рукой. Тем самым создаются наиболее естественные температурные условия, к которым привыкает наш амбушюр, когда мы играем с меньшим количеством пауз, а в связи с этим возникают предпосылки для вступления без киксов. Когда для игры необходима сурдина, лучше, если она находится со стороны левой руки тромбониста.

естественно пульсирующую музыку, которая захватывает слушателя. Говоря об «эстрадном волнении», следует, однако это состояние дифференцировать.

 

Конечно же, волнение настоящего профессионала ни как не совпадает с чувством страха и сомнения, присущего многим в особенности слабо играющим студентам или ученикам. Очень точно заметил в этой связи Римский-Корсаков: «Оно (волнение) обратно пропорционально степени подготовки».

Если музыкант регулярно и прилежно занимается, достигает высоких исполнительских результатов, то естественно он чувствует и большую уверенность в себе. И тогда при выходе на эстраду тромбонист успешно справляется со своим волнением, которое ничего не имеет общего с чувством болезненного страха, состоянием, не позволяющим успешно выступать в открытых концертах и доносить до слушателя все то, что прекрасно получается у них в классе и дома.

сомневается, кто больше кто меньше. А потому самоанализ из совета опытных исполнителей должны помогать музыканту, преодолеть вполне излечимый недуг — боязнь эстрады и публики.

, но сомневающихся и неуверенных, то постарайтесь почаще выступать публично. В момент игры сосредоточьте свои мысли на исполняемом произведении, обращая внимание на качество звучания, динамику и метрический рисунок, интонацию, звуковой

 

Думайте о том, что играете, а не для кого играете! Можно вполне соглашаться с идеей воспитывать в каждом исполнителе профессиональную уверенность в своей игре, но здесь сразу хотелось бы предупредить, в особенности молодых коллег, что нельзя в исполнительской практике подменять уверенность «самоуверенностью», которая, как правило, свойственна музыкантам не очень высокого класса и кроме вреда данному исполнителю, а так, же и коллективу принести ничего не может.

поручение им ответственных партий и соло. Неудачи довольно часто охлаждают их пыл. Конечно, неудачи могут быть у каждого музыканта, в этой связи можно перефразировать пословицу: «Тот, кто не играет, никогда не ошибается». Однако правильное заблаговременная подготовка к концерту в значительной мере будет соответствовать успешному воспитанию. Непосредственно в день концерта каждый музыкант должен готовиться индивидуально. Единого рецепта здесь быть не может.

это выступление на эстраде, а не упражнения за сценой.

Не всегда исполнительское состояние соответствует нашим желаниям. На концерте амбушюр далеко не всегда бывает таким, к какому мы привыкли дома или в классе. И вообще мастерство оркестрового музыканта во многом определяется умением набрать и сохранить форму в нужный момент, однако лучше, если музыкант

 

этому следует постоянно учиться, исходя из особенностей своей исполнительской деятельности. Следить за состоянием амбушюра необходимо постоянно. Если губы подвержены определенному раздражению или переиграны, то перед сном их не плохо бы смазать, например обыкновенным вазелином, а лучше медом.

Ничто не должно смущать музыканта. Представьте себе что, играя на сцене, вы находитесь у себя дома и наоборот. В день выступления, да и непосредственно перед игрой не рекомендуется принимать транквилизаторы.

эпическим».

 

от звучания религиозных, торжественных, полных покоя, до исступлений органических воплей.

11-М. 1972 г. обр. 386).

В этих замечательных словах дается прекрасная характеристика выразительных возможностей тромбона, но думается, что не только «от композитора зависит, будет ли тромбон петь подобно хору жрецов» и т.д., но в значительной степени и от самих исполнителей, высокий профессиональный уровень которых должен помочь глубокому и конкретному раскрытию композиторского замысла.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1937 г.

1935 г.

1949 г.

«Упражнения для разыгрывания», Э. Ремингтон. США

1936 г.

1987 г.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *