Методическая помощь учителю истории и обществознания при подготовке к ЕГЭ.

 

«Духовная сфера».

. Задания уровня А.

 

Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется

 

1) народной

2) массовой

3) национальной

4) элитарной

 

. Массовая культура

 

1) появилась с развитием средств массовой информации

2) сопровождает всю историю человечества

3) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры

4) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа

 

Непосредственно искусство характеризует признак

1) удовлетворение потребностей человека

2) эстетическое освоение окружающего мира

3) установление законов развития общества

4) отражение сущности природных и социальных явлений

 

?

Культура – это:

А. Совокупность всего созданного человеком на протяжении всей истории.

Б. Все виды преобразовательной деятельности общества, а также все их результаты.

А

Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

. Верны ли суждения?

Произведения массовой культуры

 

А. Отражают все эмоциональные проблемы современного человека.

Б. Не должны использовать приемы элитарной культуры.

А

Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

 

. Искусство от других форм духовной деятельности отличает

 

1) влияние на все сферы общественной жизни

2) решение фундаментальных проблем бытия

3) выявление законов человеческой психики

4) образное восприятие окружающего мира

 

. Духовной культурой называется

 

1) культура чтения

2) религиозный культ

3) процесс и результат духовного производства

материальными

 

Многообразие культур служит в современном мире проявлением

 

1) национальной изолированности

2) национальной дифференциации

3) культурного застоя

4) культурной глобализации

 

. Искусство от других форм духовной деятельности отличает

 

1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил

2) решение фундаментальных проблем бытия

3) обеспечения развития отдельных отраслей производства

4) образное восприятие окружающего мира

 

Общим для научного и художественного творчества является

 

1) стремление к осмыслению действительности

2) обоснованность предположений

3) стремление к достоверности

4) формирование чувства прекрасного

 

Верны ли следующие суждения о культуре?

 

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

А

Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:

 

 

2004

скорее да

23

Ни да, ни нет

20

нет

50

Затруднились ответить

7

10

 

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

 

1) Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.

2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования

, качество образования в России остается неудовлетворительным.

4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования

 

. Под культурой в наиболее широком смысле понимается

 

1) уровень развития науки и техники

2) совокупность всех достижений человека

3) уровень образованности населения

4) все жанры искусства

 

какой формы культуры являются фестиваль некоммерческого кино, серия тематических концертов симфонической музыки?

 

1) массовой

2) народной

3) экранной

4) элитарной

 

создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре

 

1) экранной

2) народной

3) массовой

4) духовной

 

. Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется

 

1) правдоподобностью результатов

2) созданием художественных образов

3) ясностью и целостностью выражения

4) созданием материальных ценностей

 

Что из перечисленного относится к культурно-мировоззренческой функции современной науки?

 

1) программирование развития общества

2) разработка новых средств коммуникации

3) разработка проблемы происхождения жизни на Земле

4) прогнозирование социальных последствий реформ

 

акой из перечисленных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности деятелей науки?

 

1) борьба за соблюдение авторских прав

2) неоднозначность последствий научных открытий

3) появление новых научных направлений

4) стремление к научной истине

 

. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования

 

1) дошкольное общее образование

2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование

3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование

4) основное, профессиональное образование

 

 

в

 

разнообразия типов образовательных учреждений

2) слияния нескольких учебных дисциплин в одну

3) повышение качества образовательных услуг

количества дисциплин, изучаемых в школе

 

образования предполагает

 

1) особое внимание к социальным дисциплинам

2) унификация требований к оборудованию школ

3) разнообразие типов образовательных учреждений

4) учет возможностей и интересов ребенка

 

. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Специфическим свойством религии является связь с миром переживаний человека.

.

 

А

Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Верны ли следующие суждения, характеризующие культурно-мировоззренческую функцию современной науки?

в

представлений человечества об окружающем мире.

научно-технической базы для развития производительных сил общества.

 

А

Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А. заочного приобретения образования

Б. повышения индивидуального уровня культуры

 

А

Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

элитарного

 

 

1) имеют авторство

2) предусматривают широкое тиражирование

3) обладают жанровым разнообразием

4) используют систему художественных образов

 

. Искусство, наука, образование охватываются понятием

 

1) духовная культура

2) общественный прогресс

3) индустриальное общество

4) социальная стратификация

 

. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство как компонент культуры отличается наибольшей устойчивостью своих форм.

Б. Одним из проявлений новаторства в искусстве служит смена художественных стилей.

 

А

Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

. К основным функциям школы как социального института относится

1) развитие научных знаний

2) социализация личности

3) создание новых рабочих мест

4) углубление социальной дифференциации

 

акая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?

1) этика

2) лингвистика

3) литературоведение

4) эстетика

 

. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре

1) массовой

2) элитарной

3) национальной

4) обыденной

 

Реклама является неотъемлемой частью

1) элитарной культуры

2) народной культуры

3) массовой культуры

4) духовной культуры

 

. Алексей Б. учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает

1) основное образование

2) полное (среднее) образование

3) среднее профессиональное образование

4) высшее профессиональное образование

 

к

1) элитарной культуре

2) экранной культуре

3) индуизм

4) конфуцианство

 

. К мировым религиям относится

1) христианство

2) синтоизм

3) индуизм

4) конфуцианство

 

. К национальным религиям относится

1) буддизм

2) христианство

3) конфуцианство

4) ислам

 

. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.

Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются, прежде всего, как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.

А

Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

 

и терминах

образах

веры

представлениях

 

. Верны ли следующие суждения о роли образования в современном обществе?

А. Образование считается одним из важнейших каналов социализации личности.

, к учету индивидуальных особенностей школьников.

А

Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

 

. Культура в широком смысле слова, — это

 

1) сложные формы поведения человека и животных

2) все, что относится к деятельности в сфере искусства

3) степень воспитанности определенного человека

4) вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты

 

. Верны ли следующие суждения о науке

А. Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.

Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

 

А

Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

 

Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.

Б.Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием на нее СМИ.

А

Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

 

Продуктом массовой культуры является

1) симфония

2) фольклор

3) балетный спектакль

4) городской роман

 

ля какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным?

1) психологии

2) этики

3) эстетики

4) социологии

 

акую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?

1) познавательную

2) прогностическую

3) объяснительную

4) социальную

 

Фундаментом духовной жизни общества является

1) познание

2) искусство

3) наука

4) культура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. Задания уровня В.

авершите фразу

Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, это _________

 

авершите фразу

то _______________

 

. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Элитарное или «высокое» искусство сегодня находится в упадке. (2) Упали тиражи литературной классики. (3) Современные композиторы редко создают оперные произведения. (4) Все это самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики.

какие положения текста носят

А. фактический характер

характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

 

1

2

3

 

 

 

 

 

 

. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1)

стремление к достоверности

А)

2)

обоснованность предположений

Б)

3)

субъективность

 

4)

образное отражение реальности

 

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

 

1

2

3

 

 

 

 

 

Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

А)

Приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя

1)

Б)

Претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов

2)

В)

Познание личностью самого себя, своего Я, своих возможностей, качеств

3)

самореализация

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

 

 

 

А

Б

 

 

 

 

данному в первом столбце, подберите соответствующее направление культуры из второго столбца.

 

 

 

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

А)

создание художественного образа

1)

Б)

выдвижение гипотез

2)

В)

экспериментальная проверка теоретических выводов

 

Г)

формирование чувства прекрасного

 

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

 

 

А

Б

В

 

 

 

 

 

 

Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

А

образность

1

Б

логическая доказательность

2

В

эстетическое освоение мира

 

Г

воздействие на эмоции человека

 

Д

комплексное описание объекта

 

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

 

 

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

 

. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.

От них происходят многочисленные ___________(2)…

Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.

Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, __________(3),______________(4).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) монотеизм

Б) политеизм

В) древность

Г) ислам

Д) культ

Е) буддизм

Ж) индуизм

З) суеверие

И) конфуцианство

К) миф

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов

 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМ

 

1

Правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни

А

2

Детальные правила вежливого поведения

Б

3

силой общественного мнения

В

4

Правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения

Г

обычай

 

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

 

 

 

1

2

3

 

 

 

 

 

рочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(1) Человек, сидящий на скудном «пайке» массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. (2) Массовая культура зародилась почти столетие назад. (3) С тех пор были значительно усовершенствованы технические средства, используемые при ее создании и тиражировании. (4) Однако продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя.

Определите, какие положения текста носят

фактический характер

Б) характер оценочных суждений

 

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

1

2

3

 

 

 

 

 

осполните пробел в приведенной ниже схеме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль».

Социальная норма; право; добро и зло; духовность, санкции.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мораль»

Ответ_____________________________

 

В 13. К моральным нормам относятся

1) уважение к другим народам

2) верховенство закона

3) преданность и любовь к Отечеству

4) бережное отношение к природе

5) талант

6) любовь к искусству

7) честное исполнение долга

Ответ ____________________________

 

акие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?

1) мюзикл

2) кино

3) пляски

4) анекдоты

5) сказки

6) поговорки

7) законы

 

акие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?

1) фортепианный концерт

2) философское эссе

3) детективный роман

4) героическая былина

5) эпос

6) телевидение

7) радиотрансляция эстрадного концерта

 

Часть 3. Задания уровня С.

. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее осуществления.

Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.

 

помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой, и элитарной культуры.

 

Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.

Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

 

о славам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивали рыбу».

К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две другие особенности средств массовой информации данной категории, не указанные в задании.

 

. Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.

Год

Россия

1991

долл

1994

долл

долл

 

 

Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000 – 2006 годах увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

 

.

Образование в обществе.

?…

в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…

Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства…(К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

.

 

1.С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

вв. Назовите их.

3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

 

 

 

 

 

текст и выполните задания к нему:

 

Ценности в жизни человека и развитии общества

 

»…

формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.

И.Г. Петров.

 

акова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.

 

азовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

 

Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

 

Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществознания, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.

 

 

 

Задание по выбору

 

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

 

Аристотель.

2 «Независимость и свободомыслие – суть творчества»

Ф.Миттеран.

 

власть человека над природой,- не только не благо, но несомненное и очевидное зло».

Л.Толстой.

4 «Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб».

И.Кант.

5 «Жизнь коротка – искусство вечно».

Античный афоризм.

6 «Искусство без мысли, что человек без души – труп».

В.Г. Белинский

дурное усваивается само собой, без труда».

.

 

 

 

Ответы к тестам по теме «Духовная сфера»

А

 

4

 

 

Часть 2. Уровень В.

 

 

67

 

Часть 3. Уровень С.

 

1)Проявления социальной функции науки, например:

— социального развития и управления

— социального прогнозирования

2) примеры, допустим:

— демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства;

— экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством;

— ученые – экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.

 

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) указание на то, что фильм относится к элитарной культуре;

2) признаки элитарной культуры, например некоммерческий характер, высокая содержательность и эстетическая сложность ограниченному кругу специалистов и знатоков.

 

ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;

названий произведений литературной классики или цитат из них;

3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.

 

С 4 Ответ содержит вывод: средства массовой информации стали важнейшими каналами распространения массовой культуры.

Обоснованием этого вывода могут служить следующие положения:

1)СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры

проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»).

 

С 5

1) Должно быть:

— указана аудитория, к которой обращена газета, — «массовая аудитория», «широкий круг читателей»;

— указана категория, к которой относится газета, — «желтая пресса» или «бульварная пресса» или «массовая пресса»

2) могут быть указаны любые два признака «желтой прессы», не указанные в задании, например:

— акцент на развлекательность;

— отказ от серьезной аналитики;

— преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хронике, спорту и пр.;

— приоритет интересов коллектива перед интересами личности.

 

С 6

В ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) сформулированы выводы, например:

— государственное финансирование науки в России существенно отставало от США;

— в указанный период это отставание возрастало;

— в России в указанный период финансирование науки сокращалось;

— в США в указанный период финансирование науки увеличивалось;

2) дано объяснение, например:

— Россия принимает усилия для ускорения научно-технического прогресса;

— вложения в науку призваны повысить конкурентоспособность нашей страны в мире.

Возможны иные правильные позиции.

 

С 7

Образование в обществе.

В ответе должны быть указаны следующие изменения:

— демократическая революция

— промышленная революция

— становление самого института образования

В ответе должны быть указаны следующие задачи:

— повысить грамотность будущих избирателей;

— обеспечить равенство социальных возможностей;

— подготовить квалифицированных работников.

1) Могут быть названы четыре любых социальных института, например:

— семья

-армия;

— церковь;

— право;

— политическая партия

2) Должны быть названы две особенности, упомянутые автором:

— институт является определенной группой, члены которой объединены общими интересами;

— институт в лице своих членов предъявляет определенные требования к обществу и государству.

1) Должно быть приведено понятие – «социальная мобильность»

2) Должен быть указан термин «социальный лифт»

3) Могут быть названы любые два института, выполняющие функцию «социальных лифтов», например: армия, церковь, политические партии, профсоюзы.

 

С 8

Текст.

Ценности в жизни человека и развитии общества

 

В ответе указывается, что

— на основе ценностей складываются оценки различных общественных явлений, поступков людей;

В ответе указываются следующие факторы:

— опыт

— эмоциональные переживания

В ответе называются следующие группы ценностей:

— индивидуальные

— групповые

— общечеловеческие

В ответе сделан вывод, что принцип равенства граждан перед законом следует отнести к групповым ценностям (он является продуктом определенной эпохи.)

В ответе указывается, что с помощью норм поддерживаются, воспроизводятся и регулируются формы деятельности людей.

В ответе называют две основные группы социальных норм:

— моральные нормы

— правовые нормы.

Примером моральных норм могут служить так называемые простые нормы нравственности: не убей, не укради и др.

В качестве примера правовой нормы могут быть использованы права личности: на защиту чести и достоинства, на личную неприкосновенность и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *