Методическая публикация на тему Теоритические основы личностно-ориентированного обучени

.

 

 

 

 Сущность и структура личностно – ориентированного обучения

 

. Несколько позже, в понятии «обучение» нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учеников способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учеников. Следовательно, сущность процесса обучения как совместной деятельности учителя и ученика составляет единство преподавания и учения.

к

.

. В основе каждой из дидактических систем лежит определенная теория.

Таким образом, анализ источников показал, что с древнейших времен ведется поиск наиболее эффективных и совершенных путей обучения и образования детей. Самое ценное из накопленных наукой знаний, лучшее из опыта оказало влияние на совершенствование процесса обучения.

Современная дидактика, по мнению исследований, интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические

разработки в образовании. Основу современных дидактических систем составляют объективные закономерности. Благодаря этому современная дидактика смогла преодолеть односторонний подход к пониманию и анализу процесса обучения. Несмотря на бурный рост всевозможных технологий обучения, ни одна из них, как утверждают ученые, не представлена в чистом виде, одна включает элементы другой. Однако необходимыми требованиями для каждой технологии являются воспитывающий, развивающий характер обучения и активность объекта научения.

. По этому общему критерию, наряду с традиционным обучением, выделяются еще несколько видов обучения: развивающее, проблемное, программированное, проектное, интерактивное, личностно-ориентированное и др.

Все виды обучения, особенно программированное, позволяют эффективно использовать дифференцированное обучение — такой подход,

» их подготовку, возбудить интерес к учению. Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий,

средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.

Таким образом, дифференцированное обучение позволяет эффективно решать вопросы качественного обучения всех детей, но одной из главных задач современной школы является развитие личности. Данной проблемой занимаются теоретики и практики личностно-ориентированного обучения.

Для понимания сущности личностно-ориентированного обучения обратимся к анализу концепций, разработанных отечественными учеными и имеющих принципиальное значение для нашего исследования.

:

индивидуальности отдельного ребенка;

детей целям и воле взрослого в процессе воспитания и обучения;

— отчуждение ребенка от участия в процессе организации собственного образования;

вопроса дисциплины в главную педагогическую проблему;

насилия по отношению к детям.

По мнению ученого, гуманный подход (личностно-ориентированный) отличается:

— максимально возможным учетом и культивированием детской индивидуальности;

собственного развития;

— ориентацией на «истинную» природу каждого ребенка;

.

.

».

считает создание личностно-

.

.

:

— направленность учителя на учебные возможности каждого ученика, составление индивидуальной карты его личностного развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой, прежде всего, на успех в достижении положительных учебных результатов;

.

обучения и воспитания учащихся. Во-первых, личностно-ориентированное обучение направлено на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного обучения педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого обучения предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогом и их воспитанниками.

К основным ключевым элементам построения личностно-ориентированного обучения, по мнению ученых, можно отнести следующее:

— индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

— личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

— самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

— субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

— качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

— Я — концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

— выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

— педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

В основе построения личностно-ориентированного обучения лежат следующие принципы:

. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

ü Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.

характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.

способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

своего «Я».

ü Принцип доверия и поддержки. Такая атмосфера раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их собственного потенциала, развитию сильных сторон их личности, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

После анализа основных компонентов личностно-ориентированного обучения с целью обобщения всего выше сказанного можно его структуру представить в виде схемы. Структура личностно-ориентированного обучения.

и индивидуальности.

психологических особенностей, которые составляют основу внутренней модели мира ребенка.

Личностно-ориентированный урок

Индивидуальность

Личность

личность

Самовыражение

Субъект

Субъективность

Я — концепция

Выбор

Педагогическая

Самоактуализации

Индивидуальности

Субъективности

Выбора

Творчества

и успеха

Диалога

Игровые

Рефлексивные

Педагогической

поддержки

Диагностические

Урок:

Творчества

Диспут

Ролевая игра

Соревнование

КВН

Выставка

Экскурсия

Домашняя работа Практикумы

Факультативы

Внеклассная работа

Кроме того, немаловажным элементом выступает и взаимная согласованность процесса обучения с механизмами познания школьника, особенностей познавательной и мыслительной стратегии.

Урок как форма реализации личностно — ориентированного обучения у младших школьников

.

. В дидактике такой подход называется бинарным, и в основе его лежит сотрудничество. Прежде чем описать сотрудничество учителя с учащимися

.

:

каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

ü использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;

ü оценка деятельности ученика не только по результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения;

ü поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;

ü создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Замысел личностно — ориентированного урока, по мнению ученых, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно, по мнению исследователей, в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны:

ü формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;

ü оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

.

и включение в учебное занятие приемов и методов актуализации субъектного опыта

.

. Эти действия учитель осуществляет для того, чтобы решить следующие педагогические задачи: во-первых, способность осознанному восприятию учащимися нового учебного материала; во-вторых, содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности; в-третьих, обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.

Актуализация субъектного опыта ученика в традиционном обучении, как показывает практика либо не признается полностью, либо признается несущественным, неверным, затрудняющим процесс так называемого «усвоения знаний». А в личностно — ориентированном обучении ученик изначально выступает носителем субъектного опыта. Этот опыт признается самобытным, самоценным, уникальным и личностно — значимым.

Проведем сравнение оснований построения традиционного и личностно — ориентированного уроков для полного понимания и различия структур и содержания этих понятий.

Урок обобщения и систематизации знаний сочетает этапы: постановки цели; сверки домашнего задания; повторения изученного; связи полученных знаний; подведение итогов усвоения.

.

Важной особенностью личностно — ориентированного урока является взаимодействие учителя и учащихся на уроке. Сравнивая деятельность

) можно увидеть существенные различия:

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

.

Завершая анализ особенностей личностно — ориентированного урока, необходимо подчеркнуть, что из их совокупности и взаимосвязи складывается целостный образ данного урока. Такой образ помогает педагогу более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей учеников.

Таким образом, критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:

ü  наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

ü  использование проблемных творческих задач;

ü  применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

ü  создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;

ü  обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того что понравилось (не понравилось) и почему;

ü  стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

ü  оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;

ü  отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

ü  при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

на уроке могут выступать идеи гуманистической педагогики и психологии, т.е. идет опора на возможности каждого ребенка, на признание уникальности и неповторимости каждого учащегося.

 

 

 

 

 

Е.В. Теория и практика личностно — ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2002.

5. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно — ориентированное образование в начальной школе? //Начальная школа. — 2001. — №9.

И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. //Начальная школа. — 2007. — №12.

7. Гомон И. Путешествия по сказкам./Начальная школа. -2003. — №11. -с.32

8. Джуринский А.Н. История педагогики. — М.,1998.

Е.В. Учебное сотрудничество младших школьников на уроке. //Начальная школа — 2008. — №1.

КАРО, 2004.

, 2004.

А.Ю. Педагогический словарь. — М., 2003.

остов-на-Дону:

остов-на-Дону: «Учитель», 2001.

Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.

Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — М: Воронеж, 1998.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *