Методическая работа «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

 

 

 

Методическая работа:

 

 

 

 

 

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таисия Геннадьевна

Учитель начальных классов

СОШ»

Содержание

 

Актуальность.

Теоретическая часть.

Учебные задания по формированию УУД.

Заключение.

Список использованной литературы.

(Урок математики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

компонент, а на развитие личности школьника.

ения. Общая дидактика и частная методика в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Основными результатами образования в начальной школе должны стать:

   формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в школе;

   воспитание умения учиться способности к самоорганизации с целью решения задач;

эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В результате обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию: инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности, математическая грамотность.

изучаемых предметов.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре блока:

личностные,

регулятивные,

познавательные,

коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

тельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать друг другу поддержку, эффективно сотрудничать с учителем и одноклассниками.

оцесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия могут выражаться на уроках математики в следующих заданиях:

Задание 1.

Выполняя задание:

Запиши числа:

52, 43, 34, 16, 70

   Что общего у этих чисел?

обладающие этим же свойством. Расположи все эти числа в порядке возрастания. Какую закономерность обнаружили?

Ответы:

   Сумма цифр в каждом числе равна 7;

   25, 61;

   16, 25, 34, 43, 52, 61, 70;

   Каждое следующее число больше на 9, чем предыдущее; число десятков увеличивается на 1, а число единиц уменьшается на 1.

При выполнении данного задания проявляются следующие компетенции:

в, установлению закономерностей;

, определению последовательности действий для решения задачи;

пособность к вычислительной деятельности (нумерации двузначных чисел, их сложение (вычитание), состав числа 7.

 

Задание 2.

4.

Давайте рассмотрим различные способы выполнения данного задания:

1 ученик 16 * 4 = 16 + 16 + 16 + 16 = 64

(10 + 6) * 4 = 10 * 4 + 6 * 4 = 64

3 ученик 16 * 4 = (8 + 8) * 4 = 8 * 4 + 8 * 4 = 64

ученик 16 * 4 = (9 + 7) * 4 = 9 * 4 + 7 * 4 = 64

(8 * 2) * 4 = 16 * 4 = 64

Выполнение этого задания начинается с прикидки. Сколько решений у него может быть, а затем ответов на вопросы:

   Кто из учеников прав?

   Какие способы подходят для быстрого решения примеров?

   Какой из способов можно назвать нерациональным?

Ответы:

   Все правы.

   Для быстрого решения подходят все способы.

Нерациональным способом считается первый способ.

При выполнении данного задания проявляются следующие компетенции:

   познавательные: способность к анализу, сравнению и обобщению, вариативность мышления;

: способность находить и адекватно воспринимать информацию, представленную в знаковой форме;

, оценивать результаты деятельности;

   коммуникативные: способность понимать и принимать позиции разных участников, высказывать свою точку зрения.

Задание 3.

Обоснуй ответ.

При выполнении данного задания проявляются возможности для формирования универсального действия формирования прогнозирования. Перед решением ученики делают прикидку.

Ответ: нет.

Так как длина сторон прямоугольного участка земли с заданным значением площади могут принимать значения:

1 км и 12 км;

2 км и 6 км;

3 км и 4 км, то их периметр соответственно равен 26 км, 16 км, 14 км, что больше данного в условии значения периметра.

При выполнении этого задания проявляются следующие компетенции:

   познавательные: способность к анализу, сравнению и сопоставлению, способность видеть вариативность решения задачи на основе знания условий, при которых это возможно;

ситуации;

   регулятивные: способность к фиксации результатов делимости в согласованном варианте;

жизненные явления, описанные в задаче.

Задание 4.

Расстояние от города до поселка 60 км. Турист отправлялся в путь из города в 8 часов утра и прибыл в поселок ровно в полдень. Каким видом транспорта он путешествовал?

предположить, что он двигался на велосипеде, тракторе, верхом на лошади и т.д. Они высказывают свои прогнозы, предположения, выдвигают гипотезы. При выполнении данного задания проявляются следующие компетенции:

   познавательные: способность к анализу задачи, рассуждению, абстрагированию;

   регулятивные: способность решать по плану;

обосновывать высказывания.

проверку правильности вычислений путем прикидки и оценки результата действий. Прикидка осуществляется и при выполнении письменных вычислений.

, в том числе и прогнозирование, осуществляется в тесном единстве с формированием действий контроля, коррекции, оценки, анализа и других действий. Это обеспечивает в конечном итоге становление у младших школьников умения учиться, способствует практической направленности обучения математике в начальной школе.

Какие же действия позволяют сформировать УУД?

ученики не сравниваются между собой, а показываются достижения по сравнению с его вчерашними достижениями.

Ученики привлекаются к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то, или иное знание, как оно пригодится в жизни.

приемам работы в группах. Вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению при работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

на ошибках.

На каждом уроке проводится рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

. №11, 2012;

. Москва, 2010;

. Москва, 1988;

. школа. 2004г.;

., Москва, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Задачи на разностное сравнение чисел»

1

 

Конспект урока.

Цель урока:

закрепить знания состава чисел первого десятка, совершенствовать вычислительные навыки в пределах первого десятка, открыть новые знания – правило разностного сравнения чисел;

– развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, развивать логическое мышление;

– воспитывать коммуникативные умения, культуру учебного труда.

Задачи:

Создание проблемной ситуации.

Формирование умения обозначать проблему и ставить цель работы.

Развитие мышления.

Формирование умения систематизировать суждения.

Формирование умения систематизировать новое знание в модели.

Совершенствование вычислительных навыков.

Формирование культуры математической речи.

 

.

опорные схемы, карточки-задания, полоски бумаги, предметные картинки, таблица самооценки

Ожидаемый результат:

уметь сравнивать два числа, применяя вычитание;

уметь формулировать правило и применять его при сравнении чисел;

;

повышение активности учащихся на уроках;

улучшение результатов обучения;

использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

обогащение словарного запаса.

План урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Целеполагание.

Изложение нового материала.

Первичная проверка понимания.

Закрепление.

Задание на дом.

 

Конспект урока

 

И к сердечку поднесем.

— Вы чувствуете солнечное тепло?

Подарим свои улыбки друг другу.

.

Какое слово получится из этих букв?

Ребята, вы любите цирк?

Выполняют движения, эмоционально настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

Работа с карточками.

а этих билетах указаны выражения. Вы должны найти значение и узнать свое место в зрительном зале.

2. Работа в парах.

(2вар.)

(1 вариант)

Что мы с вами сейчас делали?

В своей паре найдите сумму своих мест.

Находят значение выражений и определяют свое место в зале.

 

 

числа, номера мест.

,

Выйдите ребята из 1ряда, у которых 2 и 5 места.

2 меньше 5?

5 больше, чем 2?

Как это узнать?

.

4 меньше, чем 6?

6 больше, чем 4?

А как это узнать? Какое математическое действие надо выбрать для сравнения чисел?

 

 

 

Дети высказывают свои предположения

Играет «Цирковой марш»

Итак, начинаем представление. Впервые на арене цирка выступает зебра. Встречайте её.

Вот наездник цирковой

Гарцует он на зебре.

(зебра)

Какой узор на теле зебры?

Возьмите белую и черную полоски бумаги и сравните.

Какая полоска длиннее, а какая короче?

Докажите, что белая полоска длиннее. Как это сделать?

Почему вы думаете, что белая полоска длиннее?

 

больше белая полоска, чем чёрная? Закрасьте.

белая полоска длиннее чёрной?

Что показывает часть, которую вы закрашивали, а я отрезала?

белой?

На какие вопросы нас учит отвечать узор на теле зебры?

 

Кроме цирка и зоопарка, где еще можно встретить зебру?

)

— Как называется разметка на дороге?

(на проезжей части дороги – указатель перехода для пешеходов).

– Для чего нужна разметка?

Антракт.

 

(под музыку)

 

Наше представление продолжается.

больше?», «На сколько меньше?»

Сколько вы видите дрессированных собачек?

Сколько тумб приготовлено для них?

На сколько тумб больше, чем собачек?

Попробуйте, используя математический язык, выбрать математическое действие для решения этой задачи.

Какое действие надо выбрать?

(На доске 7 4 3)

Проверим себя и дополним нашу запись на доске математическими знаками.

Какой вопрос ещё можно поставить к этой задаче?

 

— Сделайте вывод, что надо сделать, чтобы ответить на вопросы этой задачи?

7.Работа в тетрадях.

Давайте откроем тетради и вспомним условие задачи.

Что обозначает число 4? Число 7?

Что надо было найти?

Каким действием будем решать задачу?

-Из какого числа надо вычитать?

Сравните числа 7 и 4. Какое число больше?

 

 

 

Белые и черные полоски.

Белая.

Наложить полоски.

Часть белой остается.

Закрашивают.

 

 

Отрезать

 

больше?

меньше?

больше или меньше?

 

 

 

Зебра

 

Чтобы знать, где переходить дорогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

7

На 3

 

Вычитание

 

7-4=3

меньше?

меньшее

 

 

Ответы детей.

 

Вычитанием.

Из большего.

 

Давайте сравним два вопроса, которые мы задавали к этой задаче. Чем они отличаются друг от друга?

Сравните решения. Есть ли разница в решениях?

решать задачи с вопросами «На сколько больше?», «На сколько меньше?»

. «Мы руками хлоп-хлоп, мы ногами топ-топ».

.Составление схемы-опоры к данным задачам.

_

 

 

 

_

 

Клоун взял 6 красных мячей и 2 синих. Каких мячей больше и на сколько?

6

?

2

Как найти разность?

Назовите решение задачи.

Так каких мячей было больше?

)

» «меньше».

Нет.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красных.

И вот наше цирковое представление подходит к концу.

Что нового вы узнали на цирковом представлении с точки зрения математики?

на сколько больше или меньше одно число, чем другое?

Что было интересного на уроке?

Где можно использовать полученные знания?

— Довольны вы своей работой на уроке?

 

 

Решить задачу на разностное сравнение на выбор:

1) из учебника стр.10 или

 

 

Список литературы:

1.Моро М. И. , Волкова С.И. Математика. Учебник.1класс. 2часть.

2.Моро М. И. ,Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь.1класс. 2 часть.

3. Математика. Контрольно-измерительные материалы.2-е издание. 1 класс.

4.Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа».

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *